“…1885 года 16 августа в 6 часов вечера я совершил свой въезд в Киев совместно с Государем, только он въезжал с вокзала, а я с товарной станции. Его встречал весь город, а меня только дядька Охрим с телегою, так что в Киев я вошел торжественно пешком, а багаж и дети были погружены в телегу… Представителей города Киева я уже не стал дожидаться на станции, ибо слишком устал с дороги. Вечером в честь нашего приезда была великолепная иллюминация”, — читаем в письме художника Савве Ивановичу Мамонтову. Действительно, приезд его в Киев совпал с прибытием императора Александра III. Как видим, Васнецов весьма остроумно описал это совпадение.
В архиве Киевской области сохранился договор подряда на выполнение росписей Владимирского собора: “Тысяча восемьсот восемьдесят пятого года, марта тринадцатого дня мы, нижеподписавшиеся, художник Виктор Михайлович Васнецов и Временный хозяйственный и строительный Комитет по окончанию Владимирского собора в Киеве условились расписать интерьер храма лицевыми изображениями и орнаментами при готовой масляной подготовке, а также выполнить написание шести образов царских врат главного иконостаса на готовых цинковых досках по программе профессора А. В. Прахова; причем позолота фонов и устройство лесов, удобных для живописи, не относится к моей, Васнецова, обязанности, но я обязуюсь поправить живопись, если бы она была подпорчена при позолоте. Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия”.
Итак, первоначально завершение всех работ по внутренней отделке собора планировалось уже в 1887 году. В действительности же Васнецову и другим художникам (Нестеров, Котарбинский, Сведомский; несколько скромных орнаментов выполнил также Врубель) понадобилось более 10 лет. Собор отапливался плохо, из-за чего Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но несмотря на столь экстремальные условия, он не останавливался и продолжал свою работу.
Васнецов родился в семье сельского священника. Образование получал сначала в духовном училище в Вятке, а затем в духовной семинарии, откуда ушел с предпоследнего философского класса. Должно быть, именно этими ранними этапами биографии объясняется тесная связь его творчества с православием.
Основной идеей программы, разработанной профессором Адрианом Праховым для росписей интерьера Владимирского собора — храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси — было осмысление отечественной церковной истории. Поскольку общей темой живописи собора стала “история русской веры”, главное внимание было уделено разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира Великого и киевлян, а также русскими святыми — канонизированными деятелями Древней Руси и подвижниками православия. Готовясь к работам в храме, Виктор Михайлович по заданию Прахова совершил поездку в Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь для ознакомления с памятниками раннего христианства. Он изучал также мозаики и фрески Софийского собора, Кирилловской церкви, Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.
Художник стремился показать своих персонажей живыми участниками истории, пользуясь при этом летописями и житиями святых, Библией, памятниками фольклора и изобразительного искусства, археологическими находками из музейных хранилищ. Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием “васнецовский стиль”.
По завершении росписей храма Васнецов был избран Почетным членом Киевского общества древностей и искусств и удостоен звания профессора живописи.
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталось, не все намерения мастера были осуществлены. Но само выполнение огромного объема работ по художественному оформлению храма и создание, по сути, нового художественного стиля, основанного на глубоких древних традициях, безусловно, имеет для русского искусства очень большое значение. И сегодня, несмотря на все исторические и политические катаклизмы, происшедшие и происходящие в стране с тех пор, росписи Владимирского собора неизменно привлекают к себе внимание киевлян и гостей города.
В последующие годы Васнецов создает эскизы и оригиналы для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, выполняет картоны для мозаик русской церкви в Дармштадте, эскизы для мозаик храма Воскресения (он же Спас на Крови) в Петербурге, эскизы для мозаик собора Александра Невского в Варшаве. В этих трудах он, безусловно, опирался на первый опыт создания церковной живописи, который получил, расписывая собор во имя святого равноапостольного князя Владимира в Киеве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий