Сегодня сотрудники музея говорят о том, что врач Сигалов завещал
им 388 произведений искусства, хотя на самом деле передано было почти 500. И
тут, конечно, надо отметить, что были в коллекции и “фальшаки”. Попадали они в
собрание по разным причинам. Прежде всего из-за горячности и азартности Давида
Лазаревича, когда желание приобрести картину превалировало над осторожностью,
когда попадались недобросовестные и нечестные “поставщики”, у которых он
покупал произведения искусства. А иногда просто не хватало времени, чтобы
проверить картину, посоветоваться с сотрудниками музея. Но даже в этих случаях
Сигалов не возвращал купленное, говоря: “Обжегся — терпи”. Хотя и в те времена
картины стоили недешево. Так, например, в 1953 г. за ранний пейзаж Алексея
Саврасова один московский коллекционер просил 25000 руб…
Люди, знавшие Давида Лазаревича, говорят о нем не иначе, как о поразительно
честном и щепетильном человеке. Эмма Бабаева вспоминает, что незадолго до своей
смерти он попросил ее зайти посмотреть новые приобретения — рисунки Михаила
Врубеля. Но даже на первый взгляд эти рисунки не внушали доверия. “Как сказать
ему? — мучилась Бабаева, и, уклонившись от ответа, дабы не расстраивать
коллекционера, сказала: — Они не интересны, не стоит их приобретать”. Сигалов
не задавал больше вопросов. Видимо, уже уплатил за них. А к 8 марта она
получила поздравительную открытку с припиской: “Вы так ничего и не сказали о
Врубеле”. Работы были явной подделкой. Но ему так хотелось еще чем-то пополнить
свою сокровищницу! Это желание приобретать “что-то новое” преобладало над
осторожностью, с которой коллекционер должен приобретать произведения
искусства.
Сегодня дома на улице Михайловской, 12 (ул. Парижской коммуны),
где проживал Сигалов, уже нет. Но еще два с небольшим десятилетия назад в этот
дом стремился попасть каждый просвещенный киевлянин, и коллекционер с
удовольствием пускал всех желающих.
Преподаватель художественного института
Зинаида Колесникова даже приходила сюда со своими студентами, чтобы познакомить
их с искусством рубежа ХІХ-ХХ вв. Сегодня можно только представить две большие
комнаты, в которых на стенах, сверху и донизу, на шкафах и даже на дверях
висели картины. Но в первую очередь работы художников двух главных объединений
того времени: “Мира искусства” и “Союза русских художников” — вот то, что в
основном собирал Давид Лазаревич Сигалов и на что положил большую часть своей
жизни. Картины Александра Бенуа, Константина Сомова, Евгения Лансере из
собрания коллекционера специалисты называют не иначе, как первоклассными и
значительными.
Екатерина Ладыжинская рассказывает забавную историю, связанную с
акварелью Бенуа “Улица Феран”: “Качество и уровень этой работы высочайшие, но
мы знали, что точно такая же, оригинал, находится в Государственном русском
музее в Санкт-Петербурге. Тогда что у нас? Авторское повторение? Но зачем
делать две абсолютно одинаковые работы? Наши петербургские сотрудники тоже
подтвердили, что ее автор стопроцентно Александр Бенуа, но у них возник тот же
вопрос. Почему? А дело вот в чем. Внизу, на обороте нашей картины есть подпись,
сделанная самим автором: “Улица Феран” — моему лучшему другу”. А на той, что
хранится в Русском музее, написано, что первую работу он подарил своему другу,
а потом повторил ее, чтобы она осталась и у него. Оказалось — две подлинные
работы”. И Бенуа, и Сомов, и Лансере стояли у истоков “Мира искусства”.
Возникшее в Петербурге в 1898 г. объединение призывало “к сплоченному и
дружному протесту молодых сил против рутинных требований и взглядов старых
отживающих авторитетов… занять место в жизни европейского искусства”.
Мирискуссники проповедовали неограниченную творческую свободу для художника,
независимость от всякого рода идеологий. Говорили, что искусство — это
отражение личности живописца, который имеет право на субъективность восприятия.
Поддерживали теорию “искусство для искусства”. Кроме того, на страницах своего
журнала рассказывали о проблемах и состоянии современного искусства, открывали
ценности художественной культуры прошлого. Последнее хорошо видно в
“ретроспективных творениях” Александра Бенуа. Одним из излюбленных его сюжетов
был Версаль короля Людовика XIV и Петербург XVIII-XIX вв. Но свое имя в историю
он вписал не только как художник и историк искусства, а также как
художественный критик, театральный декоратор и книжный иллюстратор. Происходил
живописец из древнего французского рода Бенуа. Его родственниками были по
большей части архитекторы и живописцы. Сам же он приходился дядей талантливому
графику Евгению Лансере и художнице Зинаиде Серебряковой. Бенуа писал о ней:
“Серебрякову не только мне, но и вообще всякому трудно принять за человека
постороннего. В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по
существу близкое, просто и прямо говорит сердцу и уму… С исключительным
мастерством она продолжает передавать живой блеск глаз, также манит в ее
передаче плотность, упругость и сияние тела… искусство Серебряковой остается
свободным; оно к тому же исполнено какого-то, я бы сказал, веселья, несомненно,
отражающего то состояние радостного возбуждения, в котором художница пребывает во
время своей работы”. Неслучайно Серебрякова была одной из любимых художниц
Давида Сигалова, в коллекции которого 18 ее акварелей: несколько автопортретов,
среди которых известный “Автопортрет в черном платье с белым воротником”,
картины, изображающие крестьянок, пейзажи Царского Села. Наряду с Серебряковой,
как представителя младшего поколения мирискуссников, стоит упомянуть и Бориса
Кустодиева. В Сигаловской коллекции особенно ценной является его картина
“Девочка с яблоками” (другое ее название — “Портрет Ирины, дочки художника”).
Кустодиев очень любил писать свою дочь: пышнотелая, рыжеволосая, она была
олицетворением женской красоты в его представлении. Не менее интересны в
собрании и “Натюрморт. Омар и фазан”, и эскиз декорации “Улица провинциального
города”. Особо нравились Сигалову картины Бориса Григорьева. Он покупал их,
когда этот мастер, уехавший в эмиграцию в Париж и там умерший, был всеми забыт
на родине. А благодаря Сигалову в Киевском музее русского искусства появились
ранние его живописные работы, такие как “Поздравление новобрачных” и
“Маскарад”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий