12 ноября 2019

Николай Гринько


Американцы считали украинского артиста чистокровным янки. В фильме своих «крестных отцов»(тех самых ассистентов, увидевших его на киевской киностудии и впоследствии ставших известными режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым) «Мир входящему» Гринько сыграл роль американского шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции. Американцы проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофера играет настоящий американец. Картина получила кроме «Золотого льва» и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: «За рекламу автомобиля «Студебекер» актеру, проведшему ее по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль»!Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.
Ради Николая Гринько Тарковский даже изменил место съемок своего первого фильма — «Иваново детство». Когда его посланник разыскал Гринько в Киеве, приглашая на съемки, актер отказался, мол, занят сейчас: «Хочу порыбачить в Каневе». Через пару дней он получил телеграмму: «Выезжайте. Съемки будут происходить в Каневе». Но даже тогда он не изменял своей страсти. Как только звучала команда «Стоп!», как он, увлекая за собой других актеров, бежал проверять закидушки. В «Ивановом детстве» он блистательно сыграл подполковника Грязнова — опекуна мальчика-разведчика. Но когда его спрашивали о впечатлении от съемок, Гринько всегда отвечал: «Рыбалка была потрясающая!». Свою страсть к удочкам-крючкам Николай Гринько объяснял тем, что настоящая его фамилия — Окуньков. Просто отец его, став артистом, придумал себе сценическое имя — Григорий Гринько (Гринько — это тот же Григорий, Гриня). К тому же дед по матери Иван Андреевич Окуньков был заядлым рыболовом и часто брал Николку, который у него воспитывался, на свою «рыбную охоту». Через год, на премьере «Иванова детства», Николай Григорьевич признался: «Ох, дурень, как же я мог проглядеть такое начало! Этот режиссер может все: и неистовствовать, и молиться!» С тех пор он и стал талисманом Тарковского — снялся во всех его пяти фильмах, сделанных в СССР.
Несмотря на мировое признание, на родной киностудии ему не дали сыграть ни одной (!) главной роли. Сыграв в 180 фильмах, будучи востребованным в России и Европе, актер страдал оттого, что с ростом популярности в мире его просто перестали замечать в своем отечестве. Тогда он решил, что дома может что-то получиться, если делать фильмы самому. Начал писать сценарий к «Украденному счастью» по Ивану Франко. Мечтал о роли Мыколи Задорожного, писал ее «на себя». С ним хитрили и студия, и Госкино УССР, тянули резину, не говорили ни да ни нет. Он ждал. Но когда прошло шесть лет ожидания, Гринько сказал: «Все. Поезд ушел. Мыкола тоже остается во мне. Жаль. Я бы хорошо это сделал». Его попытались утешить: мол, на данном этапе Украине нужна комедия. Гринько написал еще один сценарий — «Сеньор Марио пишет комедию» по пьесе Альдо Николаи. Итальянский драматург дал согласие, в Госкино Гринько поздравили и разрешили набирать актерский ансамбль. Но вдруг Госкино УССР решает: национальной студии нужна и комедия на национальной основе… Больше в украинское кино Николай Гринько не пытался пробиться. На студии его любили, поэтому, в обход начальства некоторые режиссеры утверждали на небольшие, эпизодические роли, которые их фильмы только украшали…
Когда студия «Грузия-фильм» пригласила его пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался как ребенок. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря печального образа вот-вот станет явью. Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах — ждали «того, самого знаменитого»… Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: «По-моему, получилось!» Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Актер все понял… Тогда он попросил отдать ему снятую пробу. Просто на память. Не отдали. И даже не ответили, почему. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог. Фильм в Грузии сняли с другим Дон Кихотом. Но он провалился.
10 апреля 1989 года Николая Гринько не стало.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...