Много лет спустя сын
профессора пытался объяснить разрыв художника со своим отцом несхожестью их
подходов к делу. «Отношение моего отца к М. А. Врубелю, — пишет Николай Прахов,
— в начале их знакомства полное увлечения его выдающимся талантом, впоследствии
несколько охладело. Случаи беспричинного уничтожения им вполне законченных
произведений и рассеянный образ жизни, заставлявший его неожиданно бросать
работу над орнаментами в соборе, убедили отца в деловой неустойчивости
художника».
Требовать от художника
практической хватки — последнее дело. В ХIХ веке это знали. Причины
неприкаянной жизни Врубеля в Киеве были иные. Рядом с гением многие деятели
тогдашней киевской элиты чувствовали себя неуютно. Он заставлял их взглянуть на
себя с высот вечности. А они к этому не привыкли.
Он мешал им и в личной
жизни. На фоне экзотических, безумных страстей Врубеля их «романтические похождения»
казались обычным мещанским флиртом. Профессор Прахов считался великим
ловеласом, однако знал меру в амурных делах. В свое время он увлекся красотой,
умом и необыкновенными дарованиями внебрачной дочери военного министра Милютина
и, разумеется, женился на Эмилии Львовне по любви. Но злые языки судачили, что
при этом профессор ловко пользовался выгодами своего брачного союза. Когда, к
примеру, Строительный комитет отвергал ту или иную композицию художников,
расписывающих собор, за ее «неканоничность», зять Милютина мчался в Петербург,
где перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, и все вопросы
решались.
Профессор обожал свою
супругу, но часто изменял ей и заводил «романы» на стороне. Когда его амурные
подвиги всплывали, Эмилия Львовна устраивала «бунты». Сначала она исчезала из
дома, и вся праховская компания рыскала по городу в ее поисках. Потом она
неожиданно появлялась, запиралась в гостиной и играла самые мрачные места из
Бетховена и Шуберта. Ее умоляли успокоиться и отворить дверь, но она отвечала
страшными раскатами и рыданиями рояля. Так продолжалось обычно целый день.
Потом Эмилия Львовна сдавалась, и в дом съезжались гости.
Праховские бури в стакане
воды выглядели комично по сравнению с любовными историями Врубеля. Женщины
влекли его к себе загадкой так называемой вечной женственности. В женской
красоте Врубель искал не счастья, но разгадки тайны бытия. Многие его увлечения
носили платонический характер. Ему было совершенно все равно, какое место
занимала женщина в обществе. Когда он с восхищением говорил о чарах цирковых
наездниц, Нестеров и Васнецов лишь недоуменно переглядывались. Ничего
особенного они в них не видели, а Врубель готов был ради какой-то «дивы»
бросить все на свете. В свою будущую жену — певицу Надежду Забелу — Врубель
влюбился (уже в Москве) заочно, по голосу на пластинке. Для него этого было
достаточно. Впоследствии он написал с нее «Царевну-Лебедь» — самый
романтический женский образ во всей мировой живописи.
Увлекшись как-то
циркачкой-англичанкой из киевского увеселительного парка Шато-де-Флер, Врубель
забросил работу и целые дни проводил в ее семье. «Но что такое бедный художник
для дельцов кафе-шантана?! — рассказывает живописец Николай Мурашко. —
Горемычный Михаил Александрович торчал там по целым дням и вечерами; его
«предмет» вдруг на глазах куда-то исчезал, и тогда его развлекал отец. Михаил
Александрович рассказывал об этом с грустной улыбкой. Потом «предмет»
появлялся, как и исчезал, без всяких объяснений. Это увлечение длилось не
долго. Артисты «Шато» перекочевали куда-то в другое место. У Михаила
Александровича появилась было мысль сопровождать их, но эта идея, к счастью,
скоро отпала».
Под конец своего
киевского житья Врубель увлекся итальянской наездницей Анной Гаппо и ради нее в
1899 году оставил наш город. На этот раз вера в женскую красоту не обманула
его. Вместе с цирковой труппой он попал в Москву, где его ждали лавры гения.
Там он нашел не просто похвалы, но и надежного друга-мецената — Савву Ивановича
Мамонтова. Создал полотна, которые делают его имя бессмертным. Конечно, Врубель
не тратил в Киеве время впустую. Под сенью каштанов написаны такие известные
картины, как «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка». Но
рассчитывать на что-то большее не приходилось. Тогдашний, вторичный в своих
художественных вкусах, Киев никогда не позволил бы ему написать «Демона»,
«Пана», «Царевну-Лебедь», «Сирень»… В них воплотилось вдохновение сродни
безумию. Но именно этого в городе не любили.
После десяти лет своей
новой, некиевской, жизни Врубель покоряет столицы Европы. В 1906 году
дебютирует в Париже. Там происходит его заочная встреча с Пабло Пикассо.
Молодой Пикассо с утра является на выставку русских художников и по нескольку
часов простаивает перед полотнами Врубеля. Он хочет понять его тайну. Учится у
него быть великим, загадочным, непостижимым…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий