01 ноября 2019

Давид Сигалов (Часть 2)


Надо сказать, что в первой половине 1950-х годов между сотрудниками Киевского музея русского искусства и Сигаловым завязалась дружба, которая связывала их до самой смерти Давида Лазаревича. В 1953 г. директором музея была назначена бывшая сотрудница Государственной Третьяковской галереи Ольга Малашенко. Именно она, занимаясь активной выставочной деятельностью, и стала налаживать связи с киевскими собирателями, привлекая к этому и других сотрудников, в том числе и Эмму Бабаеву, старейшего музейного работника Украины, 50 лет проработавшую в Киевском музее русского искусства, сохранившую и записавшую воспоминания о многих коллекционерах, в том числе и о Сигалове. Музейщики часто бывали у него в гостях, знакомясь с картинами, приходили в качестве сопровождающих с гостями из других городов, отбирали работы из коллекции на выставки, помогали советами при очередной покупке, а иногда и в приобретении произведений. К слову, Сигалов подарил музею первую картину “Портрет Петра Михайловича Голицына” Федора Рокотова еще в 1963 г. А спустя 10 лет передал музею еще 63 художественных произведения. Во многом благодаря профессиональной и безвозмездной помощи музейных работников коллекция Давида Сигалова пополнялась стоящими картинами и сохранилась до наших дней в целости.
Здесь очень показательной прозвучит одна история, которая случилась в начале 1970-х годов. В доме коллекционера произошла авария теплосети — залило потолок и стены квартиры, в результате чего пострадали картины. Сигалов сразу же позвонил в музей. Сотрудники пришли на помощь — помогли снять промокшие работы, привезли их в музей и бесплатно отреставрировали 16 картин. Кроме того, помогли перестроить экспозицию, исходя из сложившейся ситуации.
В свою очередь Сигалов часто приходил в музей, общался с работниками, обязательно поздравлял их с праздниками. “У меня сохранилось большое количество поздравительных открыток, обычно праздничных — милые, теплые, с добрыми пожеланиями всему дому, и всегда с картинами Александра Бенуа, Петра Кончаловского, Мартироса Сарьяна, Кузьмы Петрова-Водкина и других его любимых художников”, — делится воспоминаниями Эмма Бабаева. Появление Давида Лазаревича всегда становилось настоящим праздником. Он был страстным театралом, посещал оперу, концерты симфонической музыки. Приходя в гости, всегда с увлечением рассказывал о премьерах, о новых кинофильмах, которые смотрел в кинотеатре “Украина”, о приобретенных книгах или картинах. Высокий, статный, видный, Сигалов был абсолютно непритязателен в быту и вел поистине спартанский образ жизни. “Жил аскетично, не то слово. На себя денег практически не тратил — все полностью на искусство, которому был фанатично предан”, — рассказывает Александр Брей, эксперт по живописи и антиквариату, владелец аукционного дома “Антик-центр”. “Он был одержим только искусством”, — подчеркивает Эмма Бабаева. Таких, как Сигалов, уважительно называют Собирателями, ведь для них коллекционирование произведений искусства — это и смысл, и образ жизни. “Я не хочу никого обижать, — говорит Екатерина Ладыжинская, — но порой встречаешься с современными коллекционерами — дремучесть первобытная. Они ничего не знают о тех художниках, работы которых собирают, а просто вкладывают деньги”. Для таких людей коллекцию формируют опытные искусствоведы, и тогда определяющим фактором при выборе полотна становится не сама картина, а возможность в будущем приумножить вложенные в нее деньги. С Давидом Лазаревичем все было по-другому. Он любил каждую картину в своем собрании и художников, которым эти работы принадлежали. Потому что собирал то, что ему нравилось, что приносило удовлетворение и эстетическое наслаждение. Известно, что любое произведение живописи обладает определенной энергетикой. И если она совпадает с энергетикой человека, тогда и возникает неповторимое удовольствие от “соприкосновения”. В то же время собрание Сигалова не было лишь набором картин, нравившихся хозяину. Собиратель очень ответственно подходил к формированию коллекции, изучал творчество художников, манеру их письма, ездил по стране, встречался с другими коллекционерами, смотрел, учился, была у него и прекрасная библиотека редких книг.
Эмма Бабаева рассказывает, что в начале 1980-х годов Давид Лазаревич дал согласие на организацию выставки своих работ в Киевском музее русского искусства. Она, будучи тогда главным хранителем фондов, и Михаил Факторович стали изучать коллекцию Сигалова для составления каталога. Так вот, в доме хозяина были все необходимые литературные источники: монографии художников, журналы об искусстве “Аполлон”, “Мир искусства”, “Старые годы”, “Мой журнал для немногих” Александра Бурцева (известный библиофил и издатель) и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...