Надо сказать, что в первой половине 1950-х годов между
сотрудниками Киевского музея русского искусства и Сигаловым завязалась дружба,
которая связывала их до самой смерти Давида Лазаревича. В 1953 г. директором
музея была назначена бывшая сотрудница Государственной Третьяковской галереи
Ольга Малашенко. Именно она, занимаясь активной выставочной деятельностью, и
стала налаживать связи с киевскими собирателями, привлекая к этому и других
сотрудников, в том числе и Эмму Бабаеву, старейшего музейного работника
Украины, 50 лет проработавшую в Киевском музее русского искусства, сохранившую
и записавшую воспоминания о многих коллекционерах, в том числе и о Сигалове.
Музейщики часто бывали у него в гостях, знакомясь с картинами, приходили в
качестве сопровождающих с гостями из других городов, отбирали работы из
коллекции на выставки, помогали советами при очередной покупке, а иногда и в
приобретении произведений. К слову, Сигалов подарил музею первую картину
“Портрет Петра Михайловича Голицына” Федора Рокотова еще в 1963 г. А спустя 10
лет передал музею еще 63 художественных произведения. Во многом благодаря
профессиональной и безвозмездной помощи музейных работников коллекция Давида
Сигалова пополнялась стоящими картинами и сохранилась до наших дней в целости.
Здесь очень показательной прозвучит одна история, которая случилась в начале 1970-х годов. В доме коллекционера произошла авария теплосети — залило потолок и стены квартиры, в результате чего пострадали картины. Сигалов сразу же позвонил в музей. Сотрудники пришли на помощь — помогли снять промокшие работы, привезли их в музей и бесплатно отреставрировали 16 картин. Кроме того, помогли перестроить экспозицию, исходя из сложившейся ситуации.
В свою очередь Сигалов часто приходил в музей, общался с работниками,
обязательно поздравлял их с праздниками. “У меня сохранилось большое количество
поздравительных открыток, обычно праздничных — милые, теплые, с добрыми
пожеланиями всему дому, и всегда с картинами Александра Бенуа, Петра
Кончаловского, Мартироса Сарьяна, Кузьмы Петрова-Водкина и других его любимых
художников”, — делится воспоминаниями Эмма Бабаева. Появление Давида Лазаревича
всегда становилось настоящим праздником. Он был страстным театралом, посещал
оперу, концерты симфонической музыки. Приходя в гости, всегда с увлечением
рассказывал о премьерах, о новых кинофильмах, которые смотрел в кинотеатре
“Украина”, о приобретенных книгах или картинах.
Высокий,
статный, видный, Сигалов был абсолютно непритязателен в быту и вел поистине
спартанский образ жизни. “Жил аскетично, не то слово. На себя денег практически
не тратил — все полностью на искусство, которому был фанатично предан”, —
рассказывает Александр Брей, эксперт по живописи и антиквариату, владелец
аукционного дома “Антик-центр”. “Он был одержим только искусством”, —
подчеркивает Эмма Бабаева. Таких, как Сигалов, уважительно называют
Собирателями, ведь для них коллекционирование произведений искусства — это и
смысл, и образ жизни. “Я не хочу никого обижать, — говорит Екатерина
Ладыжинская, — но порой встречаешься с современными коллекционерами —
дремучесть первобытная. Они ничего не знают о тех художниках, работы которых
собирают, а просто вкладывают деньги”. Для таких людей коллекцию формируют
опытные искусствоведы, и тогда определяющим фактором при выборе полотна
становится не сама картина, а возможность в будущем приумножить вложенные в нее
деньги. С Давидом Лазаревичем все было по-другому. Он любил каждую картину в
своем собрании и художников, которым эти работы принадлежали. Потому что
собирал то, что ему нравилось, что приносило удовлетворение и эстетическое
наслаждение. Известно, что любое произведение живописи обладает определенной
энергетикой. И если она совпадает с энергетикой человека, тогда и возникает
неповторимое удовольствие от “соприкосновения”. В то же время собрание Сигалова
не было лишь набором картин, нравившихся хозяину. Собиратель очень ответственно
подходил к формированию коллекции, изучал творчество художников, манеру их
письма, ездил по стране, встречался с другими коллекционерами, смотрел, учился,
была у него и прекрасная библиотека редких книг.Здесь очень показательной прозвучит одна история, которая случилась в начале 1970-х годов. В доме коллекционера произошла авария теплосети — залило потолок и стены квартиры, в результате чего пострадали картины. Сигалов сразу же позвонил в музей. Сотрудники пришли на помощь — помогли снять промокшие работы, привезли их в музей и бесплатно отреставрировали 16 картин. Кроме того, помогли перестроить экспозицию, исходя из сложившейся ситуации.
Эмма Бабаева рассказывает, что в начале 1980-х годов Давид Лазаревич дал согласие на организацию выставки своих работ в Киевском музее русского искусства. Она, будучи тогда главным хранителем фондов, и Михаил Факторович стали изучать коллекцию Сигалова для составления каталога. Так вот, в доме хозяина были все необходимые литературные источники: монографии художников, журналы об искусстве “Аполлон”, “Мир искусства”, “Старые годы”, “Мой журнал для немногих” Александра Бурцева (известный библиофил и издатель) и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий