Когда Михаил Врубель
появился в Киеве, ему было 28 лет. По-польски его фамилия означала «воробей».
Это коробило молодого художника. Меньше всего он хотел походить на серенькую
птичку. И носил странную одежду, им самим придуманную. В Киеве он объявился
венецианцем — в коротких бархатных штанах с застежкой под коленом (в Европе их
называли кюлотами) и в такой же куцей курточке. На ногах его красовались белые
чулки и штиблеты. Киевляне оглядывались на него на улице. Подобные наряды они
видели только в театре…
Вскоре художник преподнес
киевлянам новый сюрприз — демисезонное пальто собственного покроя с семью
суконными пелеринами в каких-то странных коричнево-зеленоватых тонах. Врубель
обошел в этом одеянии несколько кафе и был приятно удивлен всеобщим вниманием к
своей скромной персоне. Лишь в доме профессора Адриана Прахова ему объяснили,
что киевляне взбудоражились потому, что приняли его за некую важную особу.
Пальто с пелеринами тогда никто не носил, и этот покрой остался лишь в
форменной одежде. Одну пелерину носили ксендзы и швейцары Института благородных
девиц, две пелерины — генерал-губернатор. Но чтобы семь! Это было уж слишком…
Киев не чурался чудаков.
Петербургская чопорность была ему чужда. У вчерашнего студента Академии
художеств Михаила Врубеля появилась возможность вдоволь поэкспериментировать
над своей внешностью и блеснуть дремлющим в нем талантом театрального
декоратора. Он смотрел на Киев, как на свой личный театр — театр одного актера.
И постоянно придумывал эффектные выходы на публику. В искусстве эпатировать он
опередил футуристов. Возможно, они учились у него. Во всяком случае,
расписывать красками лицо Врубель придумал еще в 1880-х годах в Киеве, когда о
подобных экстравагантных капризах в Петербурге никто не помышлял.
«Как-то раз, — вспоминает
художник Николай Прахов (сын профессора), — после того как Врубель писал
орнаменты во Владимирском соборе, он складывал в ящик свои материалы, собираясь
«шабашить», идти в город в кондитерскую «Жорж», а оттуда — к нам обедать.
Сведомский (художник) обратил его внимание на то, что кончик носа слегка
запачкан зеленой краской. Михаил Александрович поблагодарил, посмотрел на себя
в зеркало, а затем, вместо того чтобы смыть скипидаром небольшое пятно, взял
пальцем с палитры ярко-зеленую краску «Поль-Веронез» и тщательно окрасил ею
весь нос. Потом пошел по намеченному маршруту, обращая на себя всеобщее
внимание прохожих и удивив продавщиц кондитерской».
Врубелю казалось, что он
сделал великое открытие. «Женщины красятся, — терпеливо втолковывал он супруге
профессора Прахова Эмилии Львовне, — почему же не краситься мужчинам? Только не
так, как они. Люди сейчас еще не понимают, но скоро все мужчины будут красить,
как я, свои носы в разные цвета, в зависимости от характера и темперамента.
Одному подойдет желтый, другому — синий или красный, третьему — лиловый. Мне,
например, идет этот зеленый. Это будет очень красиво!» Жена профессора не
заглядывала в будущее так далеко. Она приняла зеленый нос за шутку гения — не
пустила его за стол и отправила в ванную привести себя в порядок.
Врубель считал
человеческое тело несовершенным и полагал, будто в процессе эволюции наша
внешность сильно изменится. Однажды он показал Прахову эскиз фигуры с вытянутой
рукой, на которой, к немалому удивлению профессора, кроме запястья, явственно
вырисовывался второй такой же сустав. «Это, — объяснил художник, — добавочное
тело, которого еще нет у человека, но которое необходимо, чтобы кисть руки
свободно двигалась во всех направлениях». Профессор посоветовал художнику приберечь
эту мысль для более подходящего случая и нарисовать фигуру с руками, «как у
всех людей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий