Окончив в 1898 году
институт, Всеволод Демченко устроился старшим инженером технического отдела
акционерного общества Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Не очень
завидная должность, но будущий миллионер грамотно использовал ее, обзаведшись полезными
связями. Так, в 1902 г. он уже был готов войти в большой бизнес. Брался за
частные и казенные подряды. Уже тогда его интерес был прикован не столько к
стальным магистралям, сколько к градостроительству.
Купив в Киеве усадьбу на
углу улиц Лютеранской и Меринговской (ныне Заньковецкой), Демченко затеял
солидное строительство. По его заказу знакомый архитектор, сотрудник
технического отдела Управления Юго-Западных железных дорог Александр Вербицкий,
составил проект крупного доходного дома — самого высокого в городе. Информацию
об этом даже поместила одна из местных газет. Но имя владельца участка тогда
еще не было известно горожанам. Поэтому газета ошибочно опубликовала, что к
строительству высокого здания приступил «инженер К. Е. Демченко», спутав
Всеволода Яковлевича с совладелицей усадьбы Клавдией Евстигнеевной Демченко.
Инженер «не потянул»
строительство первого небоскреба в Киеве. Демченко удалось возвести лишь одну
секцию здания, а угловая, более высокая часть, так и не была построена. Но и
то, что получилось, стало одним из самых заметных домов центра столицы (теперь
— улица Заньковецкой, 7).
И все же Демченко стал
известен, помогла ему в этом общественная деятельность и демократические
преобразования, вызванные революцией 1905 года. Демченко баллотируется в мэрию.
Городская дума каденции 1906—1910 годов активнее, чем прежние отцы города,
развивала муниципальное хозяйство за счет целевых облигационных займов. Так, в
1909 г. был проведен «соединенный» пятипроцентный городской заем, из которого
миллион рублей предназначался для улучшения киевских мостовых. Разместили его
большей частью в Бельгии, сроком на 62 года. В освоении этой немалой суммы
весьма заметную роль сыграл инженер Демченко.
После избрания гласным
(депутатом) городской думы он сразу же стал председателем мостовой комиссии.
Год спустя Всеволод Яковлевич подготовил обстоятельный доклад «О современных
типах улучшенных мостовых в Западной Европе и результатах 4-летнего применения
их в Киеве». В этом докладе отмечалось, что «большая часть русских городов
обладает невозможными мостовыми, передвижение по которым является пыткой».
Демченко предложил вместо булыжника использовать каменные кубики, испробованные
в германских городах — Берлине, Гамбурге, Кельне. Асфальт, которым тогда уже
крыли дороги на Западе, для киевского рельефа не подходил — в то время его
укладывали на «почти или совершенно горизонтальных улицах».
За два строительных
сезона — 1909 и 1910 годов — «перемостили» Думскую площадь (нынешний Майдан
Незалежности), Крещатик, Прорезную, Владимирский спуск и другие центральные
улицы. Удивительно, но старый мостовой камень, снятый с центральных
магистралей, не пропадал: его отвозили на окраины, где использовали для вовсе
не замощенных улиц. Для центра города выбрали два способа мощения: мостовую из
больших кубиков (торцевую) и мостовую из малых кубиков (мозаичную). Первая
использовалась на основных магистралях, вторая хорошо подходила для наклонных
участков. Одна квадратная сажень (свыше 4,5 кв. м) торцевого мощения обходилась
в 50 рублей — тогдашнее месячное жалование мелкого чиновника. Мозаичный вариант
был дешевле — почти 34 рубля.
В ходе строительных работ
все вопросы по закупкам материалов, очередности мощения, планировке дорог так
или иначе решались через Демченко, который не очень-то жаловал отечественного
производителя. Хотя для мозаичных мостовых использовали базальт из Волынской
губернии, но крупные кубики все же закупали в Швеции, что, разумеется, стоило
городской казне немалых денег.
Руководитель мостовой
комиссии по-разному объяснял такой выбор: и тем, что базальт с Волыни не подходил
для крупных каменных торцов «по твердости и скользкости», и тем, что ближние
каменоломни попросту оказались не готовы принять объемный киевский заказ.
Однако горожане-налогоплательщики все равно брюзжали, что нашло отражение в
творчестве киевлян — карикатурист газеты «Киевская мысль» изобразил процесс
мощения киевских улиц… золотыми пятирублевками.
Другой сатирический
рисунок появился после обращения Всеволода Демченко к полиции. Еще в начале
строительства Демченко просил полицейских следить, чтобы грузовые подводы — как
полные, так и порожняк — ехали по мостовым шагом. На газетной карикатуре
Всеволод Яковлевич продвигается по замощенной улице на цыпочках, предостерегая:
«Осторожно, господа, здесь новая мостовая!..» Впрочем, практика скоро показала,
что перестраховка была излишней. «Кубиковые» мостовые, уложенные на бетонном
основании и схваченные горячей асфальтовой замазкой, прослужили десятки лет.
После молниеносного
«перемощения» киевляне призадумались: к чему такие бурные темпы? Критики без
обиняков вопрошали: «Зачем было сооружать новые мостовые непременно в два года,
когда это можно было гораздо лучше и дешевле выполнить в 4-6 лет? При той
страшной спешке, с какой сооружались новые мостовые, неизбежны были и некоторая
беспорядочность, и частичные ошибки, и значительные переплаты».
Однако люди,
разбиравшиеся в мотивациях действий городских чиновников, отлично понимали, в
чем дело. Именно в эти два года Демченко построил три крупных доходных дома
(два в начале улицы Ольгинской и один — на Большой Житомирской, 25). Еще через
год он въехал в шикарный особняк (современное помещение Академии правовых наук
Украины), известный современным киевлянам как «дом с кариатидами». Схему
конвертации муниципальной должности в частные дома едва ли можно было наладить
без участия мэра. Пост городского головы тогда занимал Ипполит Дьяков — тоже
сравнительно молодой и весьма энергичный деятель. Он прекрасно ладил с
Демченко. С выгодой для обоих — Дьяков также обзавелся новым многоэтажным
доходным домом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий