Именно в это время (весной 1885 года), как пишет Вячеслав Шкода, в Знаменку приезжает брат жены Николая Лысенко Александр Липский. Активный участник кружка «Народная воля», он был политическим поднадзорным и, очевидно, надеялся в провинциальном городке найти передышку от пристального внимания полиции. Андрей Лысенко устроил его домашним учителем в семью лесничего Квеста. Но вскоре доносы в полицию возобновились, и Липскому пришлось буквально убегать из Знаменки. Среди его бумаг была найдена книга с автографом Марии Карповны Барилотти (Тобилевич), что свидетельствовало о связях народовольца с театральной семьей Тобилевичей.
Кстати, Андрей Лысенко, в свое время — еще студентом — принимавший участие как хорист в постановке оперы Николая Лысенко «Рождественская ночь», по совету и с помощью своего давнего друга драматурга Михаила Старицкого, у которого квартировал во время учебы, организовал среди рабочих станции любительский музыкально-драматический кружок. В пьесе Михаила Старицкого «Не судилось», очень популярной среди местного люда, роль Екатерины играла дочь врача Наталья Лысенко, которая позднее стала профессиональной актрисой, звездой немого кино и много лет, уже находясь в эмиграции, состояла в переписке с семьей Шкод.
Очевидно, не только этим, но и внимательным и человечным отношением к своим пациентам врач Андрей Лысенко завоевал немалый авторитет среди местного рабочего класса. Вплоть до того, что во время революционных событий 1905 года именно Андрея Витальевича избрали председателем забастовочного комитета и прикомандировали на станцию Люботин, где вспыхнуло восстание рабочих, для согласования действий.
В своем очерке, посвященном Андрею Лысенко, Вячеслав и Евгений Шкоды цитируют тогдашнюю елисаветградскую газету «Голос Юга», которая писала об исключительной организованности и дисциплинированности знаменских забастовщиков. Они дали отпор черносотенцам из Елисаветграда, которые прибыли на станцию агитировать за свои идеи. Конечно, врач возглавил забастовочный комитет еще и потому, что имел левые взгляды. И за это пришлось расплачиваться: в декабре 1905 года Андрея Витальевича арестовали и отправили в Вятскую губернию.
Николай Лысенко не раз гостил у брата в Знаменке. Особенно продолжительным было посещение летом 1892 года, когда в Киеве свирепствовала холера и семья Николая Витальевича несколько летних и осенних месяцев жила в селе Орлова Балка, неподалеку от городка. Именно в этом селе было имение поляков Шимановских, десятилетний сын которых Кароль учился в знаменитой Елисаветградской музыкальной школе Густава Нейгауза. Игру юного музыканта похвалил Николай Витальевич, отметив незаурядное музыкальное дарование мальчика.
В Орловой Балке композитор осуществлял оркестровку своего знаменитого произведения — оперы «Тарас Бульба». Как будет вспоминать сын Николая Витальевича Остап, отец часто играл вместе с дядей Андреем, который тоже тонко понимал музыку. Николай Витальевич — на рояле, а его брат — на скрипке. Исполняли произведения Чайковского, Бетховена, Шумана.
Эта идиллия быстро закончилась. Семья хлопотала перед властью, чтобы Андрею Витальевичу позволили выехать из ссылки за границу на лечение, потому что здоровье его резко ухудшилось. Разрешение с большим трудом было получено, но в 1910 году, вернувшись в Киев, врач Андрей Лысенко умер в Киево-Святошинском тубсанатории, не дожив и до шестидесяти…
На здании Знаменской больницы, где работал Андрей Лысенко, в 1975 году установили мемориальную доску в его честь, а в 1983-м к 100-летию заведения лечебнице присвоили его имя. Еще через девять лет Знаменской музыкальной школе присвоено имя Николая Лысенко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий