Золотые ворота – один из старейших памятников фортификационной архитектуры
Древней Руси. Точнее даже не фортификационной, а военно-политической. Ведь
ворота создавались не только как средство обороны, но и как демонстрация
могущества. Каменная крепость, ощерившаяся зубцами предбашенных укреплений и
увенчанная действующей златоглавой церковью, – такое зрелище поражало
современников.
Сооружение было создано в период очередного расширения города во времена Ярослава Мудрого. Оно стало частью оборонительной системы вокруг тогдашнего Киева (называемого в те времена градом Ярослава) – 3,5 километра валов, стен и рвов с тремя воротами: Золотыми, Львовскими (на современной Львовской площади) и Лядскими (на площади Независимости). Согласно «Повести временных лет», Ярослав построил их в 1037 году, вероятно, в честь победы над печенегами. «Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града врата суть Златая», – свидетельствует летопись. Более поздний вариант добавляет красочные детали: «Созда же и врата каменныя, в них же двери златыя, постави на вратах же церковь Благовещенья пресвятой Богородицы, глаголя: «За осыми враты благие вести приходят ко мне в град сей».
Существует несколько версий того, почему ворота назвали Золотыми. Самая простая – из-за золотых куполов церкви Благовещения. Другая, буквально связывает название с упомянутыми в одной из летописей «золотыми дверьми», существование которых, однако, не подтверждается учеными. Третья версия основывается на том, что будто бы в тайниках под воротами запрятаны княжеские сокровища. Наиболее же вероятно, что Ярослав попросту позаимствовал идею и название аналогичного привратного укрепления в Константинополе – столице ближайшей супердержавы того времени, источника христианства и законодателя мод на Руси.
Но кроме пропагандистского, Золотые ворота имели и конкретное практическое значение.
Киев не раз захватывали, но никто так и не смог взять штурмом творение
Ярослава. Даже татары, имея в своём распоряжении наисовременнейшие по тем
временам китайские осадные машины, не смогли захватить увенчанную златоверхой
церковью башню атакой в лоб и прорвались в город лишь через Софийские ворота
(получившие после этого название Батыевы).
В результате неоднократных штурмов и разграблений, простояв в первозданном виде всего 200 лет, Золотые ворота к середине ХIII века были частично разрушены. Однако в сознании киевлян они продолжали иметь огромное символическое значение. Именно через них парадным строем вошёл в город Богдан Хмельницкий после победы над поляками в битве под Жёлтыми Водами в 1648 году. Через них же четырьмя годами позже промаршировало войско польского князя Януша Радзивилла в момент временного захвата города.
В результате неоднократных штурмов и разграблений, простояв в первозданном виде всего 200 лет, Золотые ворота к середине ХIII века были частично разрушены. Однако в сознании киевлян они продолжали иметь огромное символическое значение. Именно через них парадным строем вошёл в город Богдан Хмельницкий после победы над поляками в битве под Жёлтыми Водами в 1648 году. Через них же четырьмя годами позже промаршировало войско польского князя Януша Радзивилла в момент временного захвата города.
Благодаря последнему, не самому славному в украинской истории событию,
сегодня мы располагаем древнейшим достоверным изображением остатков Золотых
ворот. Дело в том, что с князем путешествовал нидерландский художник Абрагам
ван Вестерфельд. Величественные руины, видимо, настолько впечатлили голландца,
что он посвятил им целую серию рисунков. На них изображены две стены – пилоны –
с остатками трёх арок (по данным археологов, их высота составляла от 9 до 13
метров). На одной из них угадываются остатки церкви.
До середины XVIII века руины Золотых ворот продолжали служить въездом в город. Однако к 1751 году, по результатам исследований российских военных инженеров, провоз через них людей и грузов стал небезопасным: нависающие с восточной стены остатки церкви грозили обвалиться. Поэтому было принято по-армейски простое решение: ворота зарыть в вал, а рядом выкопать новый проезд. Так киевская триумфальная арка оказалась под землёй.
В 1832 году киевский архитектор Кондратий Лохвицкий на свой страх и риск и на свои же деньги начал грандиозные раскопки с целью вернуть городу один из его древнейших памятников. Уже скоро ворота нашлись, но без церкви – от неё остались лишь две продольные стены длиной 25 (восточная) и 12 (западная) метров и максимальной высотой 8 метров. Двумя годами позже после полной очистки руин от земли в городе были устроены грандиозные празднества по поводу возрождения Золотых ворот. Однако сразу же над ними нависла новая угроза – на сей раз благие намерения «реконструкции и сохранения».
До середины XVIII века руины Золотых ворот продолжали служить въездом в город. Однако к 1751 году, по результатам исследований российских военных инженеров, провоз через них людей и грузов стал небезопасным: нависающие с восточной стены остатки церкви грозили обвалиться. Поэтому было принято по-армейски простое решение: ворота зарыть в вал, а рядом выкопать новый проезд. Так киевская триумфальная арка оказалась под землёй.
В 1832 году киевский архитектор Кондратий Лохвицкий на свой страх и риск и на свои же деньги начал грандиозные раскопки с целью вернуть городу один из его древнейших памятников. Уже скоро ворота нашлись, но без церкви – от неё остались лишь две продольные стены длиной 25 (восточная) и 12 (западная) метров и максимальной высотой 8 метров. Двумя годами позже после полной очистки руин от земли в городе были устроены грандиозные празднества по поводу возрождения Золотых ворот. Однако сразу же над ними нависла новая угроза – на сей раз благие намерения «реконструкции и сохранения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий