После установления советской власти задачи цирка несколько
изменились. Теперь от него требовалось подчеркивать красоту, физическую силу и
ловкость человека. Клоуны должны были быть одновременно юмористами,
публицистами и сатириками. Газеты того периода упрекают киевский цирк: «Не все
ладно с номерами разговорного жанра из-за нехватки украинского эстрадного
материала», «Цирку необходим остроумный, всегда свежий сатирический материал».
В 1930-х годах цирк, как и все в стране, получил научную основу. В
Киеве был организован первый и единственный тогда в СССР Научный кабинет
изучения циркового процесса. В 1935 году появляется еще и творческая мастерская
по созданию новых номеров, которую возглавил М. Михельсон. По новым правилам,
для подготовки номера вначале писали литературный сценарий, затем к нему
подбирали или сочиняли музыкальное сопровождение, разрабатывали дизайн костюмов
и оформления реквизитов.
Особенностью цирка 30-х годов были целые спектакли-пантомимы на
героическую тематику — «Черный пират», «Бунтарь Кармелюк», «Махновщина».
Они поражали своей грандиозностью и сложными трюками конных боев и погонь. Эти
выступления пользовались огромной популярностью у публики.
Здание цирка Крутикова, которым в то время очень гордились
киевляне, в годы войны было разрушено (сейчас на его месте находится кинотеатр
«Украина»).
И вот в августе 1944-го, через несколько месяцев после освобождения
Киева, на площади перед входом на Центральный стадион рядом с Театром
музыкальной комедии открыл свой первый сезон цирк шапито.
В нем выступали артисты, любимые киевлянами еще с довоенных
времен — дрессировщики Владимир и Юрий Дуровы, клоун Карандаш, иллюзионист
Эмиль Кио, всеобщие любимцы братья-акробаты Яловые.
Но, к сожалению, небольшие размеры шапито не позволяли посещать
представления всем желающим, поэтому на Трухановом острове стали открывать
летнюю площадку для цирковых номеров под открытым небом.
В те годы осуждалось подражание западу. Начали исчезать такие
названия как «неаполитанское трио», «мексиканское ревю». Критике подвергались
даже артисты, которые выступали в цилиндрах, во фраке или в накидках-мантиях.
Искоренялись и псевдонимы, которые звучали на иностранный манер. Тогда же
известный клоун Михаил Румянцев, именовавшийся на афишах как «Каран д’Аш», стал
просто Карандашом.
И прочие артисты отказались от звучных имен. Стали объявлять
выступления гимнастов: «Гнилов», «Страшная».
19 августа 1950 года состоялось открытие нового здания цирка на
углу улиц Красноармейской и Саксаганского. Построен он был в рекордный срок –
два месяца. Газеты писали, что «новое, хорошо оборудованное здание цирка
украшает город. Это прекрасный подарок киевлянам». Открывал программу «Медвежий
цирк» Валентина Филатова. Он выезжал на манеж на повозке, которую тащили
«рысаки»-медведи.
В 50—70-х годах ХХ столетия неизменным элементом программ
Киевского цирка было выступление воздушных гимнастов — отца и дочери Щетининых.
Заслуженный артист Армянской ССР Петр Павлович Щетинин работал в цирке силовым
акробатом, воздушным гимнастом с разными партнершами. С 1956 года его
постоянной партнершей стала дочь Ирина Щетинина, проработавшая на манеже 20
лет. В номере «Полет на спутнике» они выполняли сложные трюки воздушной
гимнастики «Вертушка в зубах» и «Ласточка».
Знакомое нам здание цирка на площади Победы было построено по
проекту архитектора Жукова в 1960 году и является одним из крупнейших цирков на
территории бывшего СССР.
На его арене выступают украинские и мировые звезды циркового искусства.
Цирк славится своими артистами различных жанров, есть балетная труппа и
собственный музыкальный ансамбль. Цирковую программу, помимо классических
номеров, дополняют экспериментальные выступления. Артисты совершенствуют свои
номера, включая в них разнообразные изменения и нововведения. Цирк открыт для
посещения 9 месяцев. В остальное время цирковая труппа находится на гастролях.
В 1998 года цирк получил статус Национального цирка Украины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий