10 октября 2018

Олег Борисов (Часть 2)


Он мечтал сыграть Хлестакова и всегда сожалел, что роль ему так и не досталась. Блестяще заявив о своем комедийном таланте в образе Голохвастого, актер несколько лет словно гнался за тенью ускользающего гоголевского афериста, иногда даже полемизировал с ним в своих записках. А режиссеры, словно сговорившись, манили Борисова ролью Хлестакова. Сначала — из Киева в Москву. Борисов отказался (как человек порядочный, не смог нарушить своих обязательств), и роль досталась Юрию Соломину. Второй раз тень Хлестакова мелькнула на горизонте уже когда Олег Иванович служил во МХАТе — и роль “уплыла” к Вячеславу Невинному. В следующий раз Борисов не сыграл Хлестакова в Киеве — приехавшему на гастроли актеру уже БДТ предложил вернуться главный режиссер театра им. Леси Украинки, Лавров-старший. Борисов отказался. А потом Товстоногов словно удерживал его некоторое время в БДТ именно этой ролью. Которую в результате отдал Олегу Басилашвили. А Борисов тогда угодил в больницу с гастритом, разыгравшемся на нервной почве.
Его вечно с кем-то путали. Так, во всяком случае, ему казалось. По слухам, из-за “сходства” с Олегом Анофриевым, Борисова в свое время не приняли в Театр Моссовета. Худрук Юрий Завадский заявил: зачем, мол, мне такой артист, если в труппе похожий уже имеется. В поздравлении с 60-летним юбилеем по ТВ его назвали Олегом Ивановичем Ефремовым. И хотя диктор исправился, но на фоне их разрыва с худруком МХАТа это выглядело как-то печально. “Про себя не могу вспомнить даже ни одной байки. Только “умер” или “уже при смерти”, — говорил Олег Иванович. — Это я часто слышал. Очень давно, правда, Киев облетела новость: Борисов забил ножом сына, жену и кошку Мальвинку. Нижнюю квартиру… всю залило кровью”. В конце 70-х Борисов попал в “черные списки” и очень долго — более десятилетия — не снимался на “Мосфильме”. Причина: сорвал съемки, отказавшись играть “опереточного Достоевского” в фильме А. Зархи.
Миф о “дурном характере” Борисова подогревался высказываниями его коллег. “С ним вам будет как в аду, — сказал однажды режиссер Георгий Товстоногов. — Каждую секунду будет останавливать репетицию и о чем-то допытываться. Характер — уф”! А следующее высказывание одного украинского артиста уже стало хрестоматийным: “Человек — г…о, а артист — хороший…”
Со своей будущей женой Олег Борисов познакомился еще в Киеве. “Он ухаживал за мной долго, три года, — вспоминает Алла Романовна Борисова (в девичестве Латынская). — И день нашей свадьбы, 3 февраля, стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои “фирменные” праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде — ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал”. Алла Романовна много лет проработала главным редактором творческого объединения “Телефильм” киностудии “Ленфильм”. “Вместе мы прожили 40 лет — легко, счастливо, — рассказывает она. — Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Как-то на одной из телепередач Олег Иванович оказался рядом с Тамарой Глобой, и она очень удивилась, что мы, два Скорпиона, так дружно сошлись, ведь сочетание наше — очень редкое.
Олег не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: “Я же не Актер Актерыч”, — ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся только когда стал читать в концертах… Кстати, западные журналисты, аккредитованные на Каннском кинофестивале, отметили умение Олега Борисова носить смокинг. Актер представлял тогда свою работу в фильме Павла Лунгина “Луна-парк” (1992). А годом ранее Олег Борисов получил кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в фильме болгарского режиссера М. Пандурски “Единственный свидетель” (“обыграв” Дастина Хоффмана и Роберта де Ниро).
Олег Борисов жил со своей болезнью шестнадцать лет. “У него было довольно редкое заболевание крови, — вспоминает вдова актера, — лимфолейкоз. Хроническое, вялотекущее… Но на работу в театре его болезнь не “распространялась”. Никто на самом деле и не знал, чем и как он болен. И насколько это все серьезно. Даже дома он никогда не говорил на эту тему. Все с улыбкой. Никогда не забуду: выходит от врача, садимся в машину, и он лишь усмехается: “Хм, у меня рачок”. Он был очень крепким и сильным человеком. Духом, волей…”
Сын Олега Борисова рассказывал: “У папы было три или четыре таких стресса — на грани жизни и смерти. В Израиле, Болгарии, в Краснодаре… Каждый раз он выходил из этого состояния. И только за три-четыре дня до его смерти мы поняли, что это все. Хотя сейчас я понимаю, что весь последний год он медленно угасал…”
В свое время Борисов отказался возглавить Союз театральных деятелей со словами: “Ну я-то умру приличным артистом, а вы — неизвестно кем”. Он снялся почти в 60 фильмах. Своими любимыми называл работы в картинах “Операция “С Новым годом” (режиссер — Алексей Герман), “Остановился поезд”, “Парад планет” и “Слуга” Вадима Абдрашитова, а также “Рабочий поселок” и “Рафферти”. Последние роли сыграл у своего сына — в телефильме “Бенефис несыгранных ролей” и кинокартине “Мне скучно, бес”. “Вот было время актеров, а потом не будет, — вспоминает Юрий слова отца. — Новые люди на земле настают: все больше числители, но не знаменатели. И все потом спохватятся и захотят снова актера: дайте нам, дайте! А уже — шиш, не воротишь, мое почтение”.
Борисов мечтал побывать на Святой земле. Они с женой совершили паломничество в Иерусалим, прошли все четырнадцать остановок крестного пути и “Путем страданий” подошли к базилике Гроба Господня… “Беда в том, — сказал актер однажды, — что я не успею прожить столько жизней, чтобы вывести для себя непреложную истину. Но готов помолиться “за каждого просящего, позволяющего, произволящего и неблагодарного”, принять на себя грехи Гарина, Гудионова, Ростовщика, Грозного, Павла… даже Голохвастого”.
За три дня до смерти он вновь признался в любви своей жене: “Я не хочу с тобой расставаться…”
“В смерти — величайшая мудрость… Ты не купишь себе бессмертия, — писал Олег Борисов. — Мы должны быть благодарны смерти, что она проводит такую уравниловку. После нее вступит в свои права история. Которая кому-то, в порядке исключения, продлит жизнь. Если говорить об актерах, исполнителях — то очень немногим и нехотя”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...