По окончании института Наталена должна была выйти замуж за некоего русского
гусарского офицера – такова была воля родителей. Но Наталена вспылила, и,
ослушавшись родителей, уехала в Петербург, прекратив на время общение с отцом и
мачехой. В Петербурге девушка поступает в археологический институт, защищает
докторскую диссертацию на тему литовских древностей, далее увлекается
египтологией, поступает в Академию искусств, начинает рисовать. Картины
Наталены Дунин-Борковской обозначены печатью модерна и столь популярного в те
годы «ар нуво». Девушка окунается в атмосферу богемной жизни, знакомится со
многими русскими художниками, поэтами, увлекается модными течениями. Ей удается
организовать несколько собственных художественных выставок.
Но девушке хочется попробовать себя в новом амплуа. Она нанимается во
французскую труппу Михайловского театра, позже подписывает контракт с парижским
Theatre Gymnase и становится звездой сцены. Для России начала ХХ века это
неслыханно: дворянка становится артисткой! Родители полностью разрывают
отношения с дочерью! А Наталена упивается богемной жизнью, свободной любовью и
славой.
Уйти с подмостков сцены пришлось из-за болезни – у Наталены обнаружили
туберкулез, и врачи настоятельно рекомендовали ей лечение на Кавказе и в
Европе. Наталена много путешествует, переезжая с места на место. Кавказ,
Италия, Франция, Испания, Египет, Турция, Ближний Восток. Она не просто лечится.
Ей приходится работать. Как обладательница оперного тенора, она несколько раз
выступала на оперной сцене, в частности в Париже и Венеции исполнила партию
Кармен в опере Жоржа Бизе. Наталена принимает участие в археологических
раскопках Помпей и в Египте. Начинает публиковать научные и художественные
произведения во французских журналах.
Летом 1914 года она получает известие из Киева о том, что ее отец тяжело
болен. Наталена бросает работу в Париже и едет в Киев – к отцу. Все прошлое
было забыто – Наталена к тому времени уже обрела известность и имя в научных
кругах. Отец осознал свою ошибку. В июле 1914 года он умирает… Спустя несколько
недель начинается Первая мировая война.
Полиция установила слежку за Наталеной – ее считали иностранкой и
неблагонадежной. На квартире был проведен обыск. Но, в конце концов, девушку
оставили в покое. Она сама начала ходатайствовать перед командованием и
проситься на фронт – сестрой милосердия. В сентябре 1914 года ее просьба была
удовлетворена.
На фронте Наталена знакомится с иранским принцем Искандером Гакгаманиш ибн
Курушем, офицером русской «дикой дивизии», сформированной из кавказских
народов. Вскоре состоялась фронтовая свадьба. Молодые люди строили планы на
будущее… Но в 1916 году Искандер гибнет под Варшавой. Наталена остается вдовой.
В это же время она получает и боевую награду – «За храбрость». В одном из
боев Наталена Дунин-Борковская под градом пуль по линии фронта помогала
раненным солдатам, при этом не прячась в убежище. Ее подвиг был замечен и
вознагражден. Война для Наталены – это и боевой крест, и потеря любимого
человека, и тиф, и три ранения, и воспаление легких, и обострение туберкулеза.
После гибели мужа Наталена получает разрешение сопроводить гроб на родину
Искандера, в Иран. Вернувшись в Киев, она понимает, что война близится к
завершению. Наступает новая эпоха – Российская империя рухнула, на ее обломках
создана Российская Республика и – как автономная составная этой республики –
Украинская Народная Республика во главе с Центральной Радой. Всюду царили
эйфория и революционное воодушевление…Наталена практикуется в украинском языке…
Далее – агрессия Советской России, отряды Муравьева и Антонова-Овсеенко,
расстрелы и репрессии; приход немцев и австрийцев, Гетманат; восстание
Директории и торжество необузданного популизма, атаманщина; новый приход
большевиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий