В 1051 г. в
стольном граде Киеве во время княжения Ярослава Мудрого и митрополичьего
служения святого Илариона, Промыслом Божиим, начала свое существование
Киево-Печерская Лавра. Чудесным повелением Царицы Небесной, явившейся в видении
духовнику преподобного Антония игумену Есфигменского монастыря Феоктисту на
далекой Афонской Горе и благословением самого преподобного Антония была
устроена обитель, ставшая неисчерпаемым источником благодатной молитвы.
Скоро
высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек
горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми
посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава
Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма
и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось
это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного
Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру.
После
перевода преподобного Варлаама настоятелем в построенный князем Изяславом
Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство
преподобного Феодосия (1074) — как самого кроткого, смиренного и послушного.
Когда в монастыре было уже около 100 монахов, преподобный Феодосий послал
одного из иноков в Константинополь к скопцу Ефрему, чтобы переписать Студийских
устав и принести его в Киев. Задание было выполнено. В это же время в Киев
прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря
Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На
основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот
общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.
Важным
событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма
Успения Божией Матери. Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и
иконописцами и была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном. В росписи также
участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного,
отличного от греческого, иконописного искусства. В 1091 г. в храме были
положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его
завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.
Укрепляя
первых печерских иноков и назидая на их примере всю Русь, не так давно
принявшую Святое Крещение, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений.
Сила подвигов и молитв преподобных печерских изумляла их современников и все
последующие поколения верующих.
Монахи
Киево-Печерской обители и, в первую очередь затворники, отличались
нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и
знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До
начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было
назначено 50 епископов.
Многие
печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать
христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество. Так,
преподобный Евстратий Постник в 1096 г. был взят в плен половцами, продан
иудеям и замучен за проповедь христианства; преподобный Кукша и его ученик
Иоанн, крестившие вятичей, также были замучены; преподобный Никон Сухой склонил
к христианству одного из знатных половцев с семьей. Часто проповеди монахов и
обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц,
призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка
наследования княжеского престола представителями киевской династии.
С
Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был
преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи
считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою
гениальную «Повесть временных лет». В первой четверти XIII в. в монастыре было
создано уникальное произведение — «Киево-Печерский Патерик», основу которого
составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа
Владимиро-Суздальского.
Играя
значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным,
социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель
пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении,
Византии, Болгарии и других странах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий