Монумент «Родина-мать» имеет высоту 62 метра, а вместе с
пьедесталом – 102 метра. Это самая большая в нашей стране скульптура, она
внесена в современную «Книгу рекордов Украины».
Автором идеи был москвич Евгений Вучетич, самый титулованный советский скульптор, известный своими масштабными проектами, посвященными минувшей войне. Его памятник Воину-освободителю в Берлине и комплекс «Родина-Мать» в Волгограде снискали, без преувеличения, мировую известность.
Говорят, первоначально проект предлагался для Поклонной горы в Москве, но был отвергнут. И тогда скульптор решил «пристроить» его в Киев.
В отличие от своих прежних проектов, Вучетич решил поставить над Днепром металлическую скульптуру. Дело в том, что его детище в Волгограде, выполненное из бетона, вскоре после открытия дало трещины.
Автором идеи был москвич Евгений Вучетич, самый титулованный советский скульптор, известный своими масштабными проектами, посвященными минувшей войне. Его памятник Воину-освободителю в Берлине и комплекс «Родина-Мать» в Волгограде снискали, без преувеличения, мировую известность.
Говорят, первоначально проект предлагался для Поклонной горы в Москве, но был отвергнут. И тогда скульптор решил «пристроить» его в Киев.
В отличие от своих прежних проектов, Вучетич решил поставить над Днепром металлическую скульптуру. Дело в том, что его детище в Волгограде, выполненное из бетона, вскоре после открытия дало трещины.
Однако возведение металлической статуи оказалось весьма непростой задачей. Сотрудники Киевского научно-исследовательского института «Проектстальконструкция», привлеченные к проектированию комплекса, принялись изучать мировую практику, в частности, заинтересовались опытом реконструкции статуи Свободы в Нью-Йорке. Впрочем, в украинской столице предстояло решить более масштабную задачу – киевская статуя по своим размерам намного внушительней.
С учетом того, что строительство Музея истории Великой Отечественной войны
(именно таково было официальное название проектировавшегося комплекса на
склонах Днепра, ныне: Музей истории Украины во Второй Мировой Войне)
затягивается, решено было временно открыть его в Кловском дворце, что и было
сделано 17 октября 1974 года. В результате май 1975-го, когда торжественно
отмечалось 30-летие Победы, Киев встретил со своим музеем войны.
В 1974 году Вучетич умер. Заказ должен был «унаследовать» знаменитый московский скульптор Николай Томский. Однако он отказался. В результате коллектив скульпторов возглавил киевлянин Василий Бородай. Именно тогда первоначальный проект подвергся значительным переработкам.
В 1974 году Вучетич умер. Заказ должен был «унаследовать» знаменитый московский скульптор Николай Томский. Однако он отказался. В результате коллектив скульпторов возглавил киевлянин Василий Бородай. Именно тогда первоначальный проект подвергся значительным переработкам.
Однако в действительности основной вход сделан со стороны Лавры, «тоннель
ужасов» сооружать не стали, зал Победы решен по-иному.
Возведение комплекса началось с обустройства холма – засыпали овраги и неровности. Верхушку срыли, а внутрь холма поместили огромную бетонную бочку диаметром 32 метра, высотой 16 метров. На ней, собственно, и расположен весь комплекс.
Металлическую статую собирали стометровым краном, выплавленным в специальной домне на Донбассе. Кстати, были предложения сделать монумент менее воинственным – например, вместо меча дать женщине в руки чашу с вечным огнем. Но в итоге сделали так, как намечал Вучетич: щит – в одной руке, меч – в другой.
С мечом, кстати, возникло немало проблем. Вначале он задумывался плоским. Но после испытаний в аэродинамической трубе, проведенных в Москве, решили делать его граненым. Кроме того, отцы церкви, обеспокоенные тем, что кончик меча окажется выше креста колокольни соседней Киево-Печерской лавры, попросили сделать его короче. В результате меч уменьшился на три метра.
Возведение комплекса началось с обустройства холма – засыпали овраги и неровности. Верхушку срыли, а внутрь холма поместили огромную бетонную бочку диаметром 32 метра, высотой 16 метров. На ней, собственно, и расположен весь комплекс.
Металлическую статую собирали стометровым краном, выплавленным в специальной домне на Донбассе. Кстати, были предложения сделать монумент менее воинственным – например, вместо меча дать женщине в руки чашу с вечным огнем. Но в итоге сделали так, как намечал Вучетич: щит – в одной руке, меч – в другой.
С мечом, кстати, возникло немало проблем. Вначале он задумывался плоским. Но после испытаний в аэродинамической трубе, проведенных в Москве, решили делать его граненым. Кроме того, отцы церкви, обеспокоенные тем, что кончик меча окажется выше креста колокольни соседней Киево-Печерской лавры, попросили сделать его короче. В результате меч уменьшился на три метра.
Строительство намечали завершить к 35-летию Победы, которое праздновали в мае
1980 года. Однако из-за переделок проекта и прочих досадных неувязок в срок
работу завершить не удалось. Комплекс открыли только год спустя – 9 мая
1981-го.
По случаю открытия в Киев прибыл советский лидер Леонид Брежнев. «Советский народ, – подчеркнул он, выступая на торжественном митинге, – показал, что он умеет хорошо использовать блага мира… Одно из живых свидетельств этого – ваш красавец Киев, город-герой, возрожденный из руин и более прекрасный, чем когда-либо». Брежнев преподнес в дар музею бронзовую скульптуру работы Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», а также сделал запись в книге отзывов почетных гостей.
По случаю открытия в Киев прибыл советский лидер Леонид Брежнев. «Советский народ, – подчеркнул он, выступая на торжественном митинге, – показал, что он умеет хорошо использовать блага мира… Одно из живых свидетельств этого – ваш красавец Киев, город-герой, возрожденный из руин и более прекрасный, чем когда-либо». Брежнев преподнес в дар музею бронзовую скульптуру работы Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», а также сделал запись в книге отзывов почетных гостей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий