В 1797 году, из Дубно в Киев переведена знаменитая Контрактовая
ярмарка. Издавна рыночные площади и ярмарки не обходились без представлений
бродячих театральных труп и скоморошьих потех. Не был исключением и Киев. На
Контрактовой площади, кроме торговых рядов, возникли цирковые шатры.
Строили их из досок, вокруг манежа в несколько рядов устанавливались лавки, для
богатых зрителей, а за ними находился, так называемый «загон» – стоячие места
для бедной публики. По центру манежа возвышался столб, поддерживающий купол из
брезента или бязи.
В таких балаганах выступали как местные артисты, так и иностранные
труппы.
Сохранились записи о том что киевский военный губернатор Княжнин
Б.Я. в 1830 году дал разрешение иностранцу Ламберту «представить
вольтижирование, различные фейерверки, танцы на канате и другие по искусству
его штуки». Подобное разрешение в 1835 году получил еще один иностранный
гастролер: «проводить публичные выступления под названием вольтижирование»,
даются разрешения «показывать привезенных разных зверей».
Постепенно популярность таких представлений настолько возросла,
что цирки начали появляться в разных частях города. В 1858 году иностранцы,
Гайнрих и Кроссо, разместили цирковой шатер в Дворцовом (ныне Мариинском) парке
«для показа акробатических и гимнастических упражнений». Австриец Венцель
Шлезак, в то же время, построил балаган на Троицкой площади. В его цирке
работало 60 человек и 50 лошадей. Известные артисты старались приехать на
гастроли в Киев. В 1860-х годах наш город посетили цирки Вернера, Гверры,
Рио и пр.
В 1863 году киевский садовник Карл Христиани купил участок земли,
сейчас там построен стадион «Динамо», и создал на нем увеселительное заведение
«Шато-де-Флер» («Замок цветов»). В 1865 году здесь выступали циркачи «директора
и почетного наездника Его Величества султана» – француза Луи Сулье. Он
подчеркивал, что его труппа приехала из самого Константинополя.
В цирке «Шато-де-Флер» в 1866—1867 гг. выступал конный цирк
Турниера. Также, развлекали публику и поражали своим мастерством жонглеры.
гимнасты, акробаты. Афиши пестрели сообщениями о гастролях артистов из Берлина,
Парижа, Вены — клоунов Далло и Скотта, наездников мисс Маргариты Станлей и
Готье и многих других.
На цирковые представления в то время могли пойти далеко не все слои населения — билеты были очень дорогими: за место в ложе-бенуар и в амфитеатре — 1 рубль серебром, вход для детей — 25 копеек серебром.
На цирковые представления в то время могли пойти далеко не все слои населения — билеты были очень дорогими: за место в ложе-бенуар и в амфитеатре — 1 рубль серебром, вход для детей — 25 копеек серебром.
Посещение цирка стало популярной программой отдыха киевлян.
Открываются все новые увеселительные заведения. На Крещатикской площади (сейчас
- площадь Независимости) построено временное здание цирка. Здесь выступала
труппа Джеймса Белля. В 1869 году еще один временный цирк построил делец Жермен
Бретон на Бессарабской площади. На первом представлении фурор вызвал клоун
Литтль Виаль. Журналист газеты «Паровоз» написал: «Мы ничего подобного в Киеве
еще не видели. Виаль неподражаем, этот человек обладает таким запасом комизма и
юмора, что его хватило бы на сто человек».
Цирковые представления можно было посетить в «Шато-де-Флер», в
Кадетской роще, на Университетской площади (парк им. Т. Г. Шевченко). Цирк на
Крещатике, отличался показом обученных собак.
Первое стационарное здание цирка появилось только в 1875 году на
углу улиц Ново-Елизаветинской и Фундуклеевской (на его месте сейчас
Национальный русский драматический театр им. Леси Украинки). Его построил
француз Огюст Бергонье по проекту известного киевского архитектора Владимира
Николаева. Новый цирк получил название «Альказар».
Князь В. Д. Оболенский, ставший директором этого цирка, на
средства не скупился и выступления в «Альказаре» проходили с особой пышностью.
В них участвовали около 60 артистов и 35 музыкантов, конюшня насчитывала 40
лошадей. В балете даже выступали танцоры из неаполитанского театра
«Сан-Карлос». Известные в Англии клоуны братья Ханлонн-Ли показывали
гимнастические трюки и пантомимы.
Изначально цирковыми труппами управляли известные артисты, которые
сами участвовали в представлениях. Но с течением временем владельцами цирков
становятся купцы-нувориши. Например, от представлений «Шато-де-Флер», зверинца
на Троицкой площади и «Шотландского цирка» и большие доходы получал г-н
Саламонский, представлявшийся «американским гражданином».
Капитализация циркового дела поставила местных артистов в худшее
положение, чем иностранных гастролеров. В те времена зажиточную публику влекло
к «европеизации» (что, в принципе мы можем наблюдать и сейчас). И большинство
отечественных артистов в дань моде брали себе звучные иностранные псевдонимы.
Так под именем «Розетти» выступали танцоры на проволоке Даниленко, дрессировщик
лошадей Манжелли имел украинскую фамилию Шевченко; жонглеры Коваленко
переименовались в Траполи, а под музыкальными эксцентриками Гринье
скрывались Гурские.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий