1883 год ознаменовался открытием на Крещатикской площади цирка
Никитиных.
Хотя здание и было опять-таки временным, но выглядело эффектно.
Зрительный зал для тех времен был очень вместительным — на 900 человек! Здание,
на случай пожара, имело несколько выходов.
Открывали первый сезон в основном русские артисты.
Знаменитый наездник Николай Сычев поражал публику эффектными и сложными
трюками, стоя на спине невзнузданной и неоседланной лошади. Ни более
эффектным трюком Сычева был «туннель». Артист «нырял» в подвешенный
горизонтально цилиндр из тонкой ткани, руками вперед, и, пролетев туннель,
снова приземлялся на спину бегущей лошади.
Позже знаменитостью этого цирка стал борец Иван Поддубный.
Его радушно встретили хозяева цирка – Аким и Юлия Никитины. Аким,
прежде всего, посоветовал Поддубному пошить черкеску и отпустить усы: «Негоже,
Иван Максимович, запорожскому казаку без усов». После первого же своего
выступления 17 апреля 1898 года Поддубный произвел фурор. Борцу увеличили
жалование, предоставили номер в хорошей гостинице и первоклассного портного,
который и сшил ему новый костюм.
— Теперь вы уже не грузчик, а борец, артист. И артист известного
цирка. Положение, мой друг, обязывает, — говорил Никитин. — Кстати, зайдите к
нашему фотографу — сфотографируйтесь, мы выставим ваш портрет во всех магазинах
на Крещатике.
Тогда и появилась портретная фотография Ивана Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом и с рекламным слоганом: «Прославленный борец «на поясах» — казак Иван Поддубный». А внизу приписка: «Выступает в цирке братьев Никитиных».
Тогда и появилась портретная фотография Ивана Поддубного с усами, в черкеске с газырями и кинжалом и с рекламным слоганом: «Прославленный борец «на поясах» — казак Иван Поддубный». А внизу приписка: «Выступает в цирке братьев Никитиных».
Через Акима Никитина Поддубный познакомился с писателем Александром
Куприным, известным любителем цирка и одним из основателей «Киевского
атлетического общества». Куприн порекомендовал Поддубному освоить новый вид
спорта, который получил популярность в Киеве — французской борьбой.
Спустя время один из членов борцовского клуба рассказал про эти занятия:
«Помню, как в один из тренировочных дней появилась в нашем клубе, в Киеве,
гигантская фигура, произведшая впечатление и на нас, среди которых было немало
крупных людей, взращенных благодатной украинской природой. Это был Поддубный. У
нас он начал усердно разучивать сложные приемы французской борьбы, в которой
был еще новичком и которые усваивались им удивительно легко и просто….
Поддубный способен был развивать в нужные минуты энергию, подобную взрыву, и не
терять куража в самые тяжелые и опасные минуты борьбы… Вся эта счастливая
совокупность физических и психологических качеств и позволила ему через
какой-нибудь месяц заложить прочный фундамент своего борцовского «образования»
в этой новой для него отрасли спорта… »
Цирк Никитиных открыл дорогу еще одному прославленному атлету и
борецу — Ивану Заикину.
Как и Поддубный, он тоже был грузчиком, но с Волги. В Киеве Заикин
выступал в 1910, 1912 и 1915 годах. Заикин ложился на пол манежа,
сверху клали доски и по настилу проезжал автомобиль с пассажирами.
В 1910—1911 годах изюминкой цирка Никитиных стало
выступление велофигуристов под управлением Шарля Нуазетти. Артисты
колесили по наклонной стене из деревянных досок, похожей на огромную корзину.
Номер получил название «Круг смерти».
Цирк Никитиных был известен и дрессированными животными. Огромной популярностью пользовалась обезьяна, поражавшая публику своим, похожим на человеческое, поведением — обедала, сидя на стуле за столом и пользуясь при этом салфеткой и столовыми приборами. Кроме этого, обезьяна умела кататься на роликах и велосипеде.
Позже Никитины открыли цирк и в Москве, но номера для московского заведения «обкатывали» именно в Киеве.
Цирк Никитиных был известен и дрессированными животными. Огромной популярностью пользовалась обезьяна, поражавшая публику своим, похожим на человеческое, поведением — обедала, сидя на стуле за столом и пользуясь при этом салфеткой и столовыми приборами. Кроме этого, обезьяна умела кататься на роликах и велосипеде.
Позже Никитины открыли цирк и в Москве, но номера для московского заведения «обкатывали» именно в Киеве.
Несмотря на неспокойные годы революции и гражданской войны, когда
власть в Киеве менялась словно в калейдоскопе, цирки Киева не прекращали
работу. В 1918 году культурная жизнь города вращалась вокруг Литературно-артистический
клуба (КЛАК), который находился на улице Николаевской, дом 11. Здесь же был
профсоюз артистов варьете и цирка. По примеру других отраслей, артисты
объединялись в товарищества, организовывали кооперативные цирки.
Деникинцы, захватив Киев в 1919 году, потребовали продолжения
работы развлекательных заведений. Они считали, что это подчеркнет нормализацию
жизни города.
Гражданская война внесла свои изменения в цирковую жизнь. Артисты не могли часто переезжать с места на место из-за полной разрухи и подолгу работали в одном городе.
С 1922 года в течении нескольких лет в киевском цирке выступал известный воздушный гимнаст Донат Васильевич Старичков под псевдонимом Донато. Особенно пользовалось популярностью у публики то, что даже при исполнении сложных воздушных номеров артист разыгрывал под куполом цирка сатиру на злобу дня.
Гражданская война внесла свои изменения в цирковую жизнь. Артисты не могли часто переезжать с места на место из-за полной разрухи и подолгу работали в одном городе.
С 1922 года в течении нескольких лет в киевском цирке выступал известный воздушный гимнаст Донат Васильевич Старичков под псевдонимом Донато. Особенно пользовалось популярностью у публики то, что даже при исполнении сложных воздушных номеров артист разыгрывал под куполом цирка сатиру на злобу дня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий