Начиная с
40-х годов XIII ст. и до начала XIV в. Киево-Печерская Лавра была
свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала
бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян,
всячески препятствовали возрождению города. От татарских набегов монастырь, как
и весь Киев, сильно пострадал также в 1399 и 1416 гг. Источников, сообщающих о
жизни Лавры в этот период, сохранилось мало. В связи с тем, что Чингисхан и его
преемники, в силу своего суеверия (они почитали божества различных религий),
проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в
монастыре не прекращались. Известно, что в 1251, 1274 и 1277 гг. в Киев из
Греции приезжал митрополит Кирилл. Он совершал в Софийском соборе хиротонии
епископов для Владимира – на – Клязьме и Новгорода. В 1284 г. митрополит Максим
созвал Собор епископов и позднее сам совершал епископские хиротонии.
Митрополит
Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее,
«по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от
разорения придел церкви для совершения Богослужения».
В середине
XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что Литовский
князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли исповедовал первоначально
языческую веру, а затем после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и
Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в
этот период полнокровной жизнью. Об этом свидетельствует, в частности, такой
факт: юноша Арсений, родом из Твери, принявший во второй половине XIV в. постриг
«…возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли
добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в
продолжение многих лет проходил разные степени послушания…»
Печерский
монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных
русских землях в бедственное для них время. Так, во второй половине XIV в.
постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал
недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле — Авнежский монастыри.
Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский
монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал
монастырь на р. Яхроме во Владимирском уезде (недалеко от Москвы).
В этот
период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко некоторые
русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем
некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности,
здесь в 1439 г. в монашество с именем Феодосий принял известный полководец
князь Феодор Острожский, передавший обители свои богатства.
К концу XVI
в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских
земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов,
монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже
не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается
одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. И
новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в
период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи:
архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св.
митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Так, с именем Елисея Плетенецкого
связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии
Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часословец»
(1616-1617 гг.). В 1680-90-х годах в Лавре инок Батуринского Крупицкого
монастыря, будущий святитель Дмитрий Ростовский, составляет «Жития святых»,
которые и поныне являются любимым чтением христиан.
С 1786 г.
киевские и галицкие митрополиты были одновременно настоятелями
(священноархимандритами) Печерской Лавры. Первым лицом после настоятеля в Лавре
был наместник — как правило, иеромонах или игумен, позднее — архимандрит. Всеми
делами монастыря управлял Духовный Собор во главе с наместником. В его состав
входили руководители лаврских ведомств. По духовным штатам следующим по
старшинству после наместника был казначей. В его ведении находились книги
прихода и расхода всех лаврских ведомств. Начальник счетного стола сверял
приходные и расходные статьи, составлял ежемесячные и годовые ведомости.
Благочинный отвечал за порядок в Лавре, наблюдал за поведением монахов,
послушников, распоряжался караулом. Экклезиарх ведал всеми лаврскими церквами,
ризницами, утварью, выделкой и продажей свечей, колокольным благовестом и
церковной стражей. Келарь ведал трапезной, просфорней и всеми съестными
припасами. Помощником келаря был «ключник погребный». Блюстители обеих пещер
стояли во главе братии пещер и наблюдали за порядком в пещерах и пещерных
церквах. На попечении больничного начальника были больные и престарелые из
числа лаврской братии. Эконом внутренний распоряжался всем имуществом внутри
Лавры; эконом внешний руководил лаврскими угодьями и хозяйством вне Киева.
Типограф управлял типографией. Библиотекарь ведал лаврской библиотекой. Для
исповеди монахов избирался ими духовник.
Киево-Печерскую
Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и
Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр
I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещая Лавру, цари так же
как и подданные брали благословение у настоятеля, прикладываясь к его руке.
Романовы передавали в дар обители лично, либо через своих посланцев золотые
кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого
шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников.
Среди
дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф
Румянцев-Задунайский (погребенный в Успенской церкви) и князь Потёмкин, гетман
Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на
содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами.
Даже простолюдины, при своём весьма скромном достатке, считали христианским
долгом пожертвовать Лавре часть сбережений.
При
Печерском монастыре существовали странноприимница и больница, на строительство
которых, Лавра израсходовала более ста тысяч рублей. До восьмидесяти тысяч
паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не
только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались (за счет
монастыря) хлебом и щами три, четыре и более дней кряду. И так на протяжении
десятилетий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий