20 августа 2019

Метро Крещатик (Часть 1)


Крещатик — легендарная улица, воплощение неповторимой красоты нашего города. Она — один из символов Киева, без которых представить столицу Украины нельзя.
Во времена Киевской Руси тут был покрытый дремучим лесом глубокий яр. В густых зарослях развешивали перевесы — сетки для ловли птиц, поэтому эту местность и стали называть Перевесищем. Здесь пересекались пути из Верхнего города (в границах которого, собственно, и умещался тогдашний Киев) в загородные поместья киевских князей на Зверинце и в селе Берестовом, где в 70-е годы XI века возник Киево-Печерский монастырь. От «перекрестка» и происходит название Крещатик. Улица сравнительно молода. Её основательная застройка началась лишь в 30-х годах XIX века. Но уже через несколько десятилетий Крещатик становится истинным центром Киева, соединив в единое целое три исторические его части: Верхний город, Печерск и Подол. Чиновника здесь привлекала Дума — выборный орган городского управления, удачливого предпринимателя — многочисленные конторы банков и промышленных обществ, праздного молодого человека — ресторации и кофейни, а для модниц здесь было настоящее раздолье — глаза разбегались от выставленных в витринах нарядов «прямо из Парижа» и «скромных» безделушек в ювелирном магазине Маршака на углу Трехсвятительской улицы.
Новые времена принесли иные традиции. Был период в истории Крещатика, когда пытались предать забвению не только его неповторимый дух, но и самое имя. Новаторские 1920-е годы превратили Крещатик в улицу Воровского. Во время оккупации немцы назвали его «Эйхгорн-штрассе».
Но, вероятно, в самом названии центральной улицы заключена некая необъяснимая сила, не позволяющая забыть легендарное слово. Крещатик щедр. Он делится своим именем, превращая его в почти нарицательное. Ассортимент «крещатиков» велик: от торта и мороженого до мебельного гарнитура. И было бы странно, если б станция метро, расположенная под главной магистралью Киева, называлась как-то иначе.
Станция метро «Крещатик» — одна из первых пяти, открывшихся почти 60 лет назад. Именно здесь 6 ноября 1960 года состоялась торжественная церемония по случаю открытия первой очереди Киевского метрополитена. Согласно протоколу того времени, на митинге присутствовали руководители Компартии и Правительства Украины. Первый секретарь ЦК КПУ Н. Подгорный перерезал традиционную красную ленту — и поезд отправился в путь. Можно сегодня иронизировать по поводу «торжественности момента» и нюансов официальной части. Но припомним недавние торжества по тому же случаю — разве внешняя их сторона отличается от варианта 1960 года? Главное не в том. Для киевлян этот день действительно стал настоящим праздником. Для одних — как завершение многолетнего напряженного труда, для остальных — как возможность быстро и комфортно перемещаться по городу.
Особое внимание при возведении станций метрополитена уделялось их архитектурно-художественному решению. В 1952 году был объявлен первый конкурс проектов, в 1958-м — второй, всесоюзный. Из 82 предложенных разработок отобрали шесть. Они и легли в основу дальнейшей работы над архитектурой станций. Авторами утвержденного проекта «Крещатика» была группа зодчих: А. Добровольский, Н. Коломиец, В. Елизаров, Г. Гранаткин, И. Масленников, С. Крушинский, Ю. Кисличенко при участии Ф. Зарембы и Н. Щукиной. Как заметил один из проектировщиков, оформление станции производилось в рамках идейно-художественной темы «Украина — национальная по форме и социалистическая по смыслу». Для придания большей идейной выразительности проекту торцевую стену среднего зала украсили Гербом УССР. Но при строительстве выхода в сторону Институтской эта стена была разобрана, герб снят, и оформление станции утратило главный признак изначальной «идейности». Сегодня станция «Крещатик», пожалуй, самая «украинская» из всех. Она напоминает просторную чисто выбеленную комнату, украшенную яркими коврами. На пилонах подземного вестибюля — декоративные панно из керамических и майоликовых плиток по мотивам народных орнаментов. Их автор — художник О. Гудзинская. Яркий разноцветный узор настенных «ковров» пронизан солнечным светом, их серебристый оттенок — это днепровская вода, золотой — нива спелой пшеницы, густой синий — бездонное украинское небо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...