Верхняя
часть стены подземного вестибюля украшена декоративным карнизом из
анодированного под золото алюминия. На нем изображен початок кукурузы — самый
характерный символ всенародного благосостояния на одной шестой земной тверди в
60-х годах XX века. За «золотым» карнизом спрятаны светильники, и это создает
эффект мягкого освещения.
Академик
архитектуры В. Заболотный не скрывал своего восхищения, впервые побывав на
станции «Крещатик»: «Она, как прекрасная девушка, принарядившаяся к свадьбе».
Сегодня
станция имеет два основных выхода. Один из них можно назвать парадным. Из него
попадаем прямо на Крещатик. Художественное решение эскалаторного и кассового
залов продолжает тематику подземной части. Сам наземный вестибюль удачно вписан
в здание некогда самого посещаемого ресторана «Метро», превратившегося теперь в
очередной «Макдональдс». Станция воспринимается нами как неотъемлемая часть
самой знаменитой киевской улицы, внешний облик которой складывался десятилетиями.
К сожалению, застройка Крещатика конца XIX — начала XX века сохранилась до
наших дней лишь частично. Большинство зданий погибло в годы второй мировой
войны. Один из очевидцев сентябрьской трагедии 1941 года архитектор
В. Чепелик вспоминал: «24 сентября мы с матерью вышли на Крещатик… В
центре города размещались немецкие войска. Гостиницу на углу Прорезной
заполнили солдаты и офицеры… Мы шли Большой Васильковской, когда почувствовали,
как вдруг содрогнулась земля. Небо потемнело. Взрывы загремели там, где мы были
полчаса тому назад. Дома на Крещатике взлетали в воздух. Люди бежали в панике.
В небо поднимались высокие столбы дыма, запылал огонь. Спасать центр было нечем
— пожарные машины вывезли, воды нет. Попытки подать воду из Днепра были
неудачными…». Пожар, вызванный взрывами, длился почти неделю, превратив
цветущую улицу в сплошные руины.
До
сих пор не утихают споры о том, кто учинил подобное варварство. Советская
пропаганда списывала все на зверства оккупантов. Но в дневнике А. Довженко
читаем: «Я расспрашивал многих людей и узнал, что не немцы уничтожили центр
нашей вечной столицы, а мы сами. Наши дурачки перевыполнили программу и в этот
раз, оставшись верными своему стилю безотцовщин дурноголовых… Это мы напугали
немцев, взорвав несколько десятков фашистских офицеров вместе с нашими
обывателями, что не бралось, конечно, в расчет. Но я про это никому не скажу,
потому что нужно говорить, что разрушили наш прекрасный милый Киев фашистские
нелюди…»
Центр
Киева превратился в пустыню. И в 1943 году освободителям пришлось начать
расчистку руин, сотворенных собственными руками. В июне 1944-го был объявлен
конкурс на создание проекта обновленного Крещатика. Предлагаемые разработки
поражали своими масштабами: от сооружения аркады вдоль всей улицы до установки
многометровой фигуры И. Сталина в её начале. Рассмотрение проектов
продолжалось несколько лет и зашло в тупик. В 1948 году волевым решением
разработку окончательного варианта застройки поручили группе архитектора
А. Власова. В ее состав входили A. Добровольский,
А. Малиновский, В. Елизаров, Б. Приймак, А. Заваров. Вскоре
руководитель проекта возвратился в Москву и группу возглавил Анатолий
Добровольский, один из ярчайших киевских зодчих послевоенного времени. Именно
ему принадлежит оригинальная идея использования при застройке Крещатика
традиций украинской национальной архитектуры. Время показало, что идея была
верной. Добровольский и его единомышленники сотворили на главной улице города настоящее
чудо. Разноцветие керамической отделки зданий, причудливые изгибы фронтонов,
островерхие башенки — все это создает неповторимое настроение. В 1963 году на
станции «Крещатик» появился еще один выход. Поднявшись первым эскалатором и
пройдя через промежуточный вестибюль, можно оказаться в одном из красивейших
уголков Киева — на улице Архитектора Городецкого. Сто с небольшим лет назад
этот район был частью обширной усадьбы наследников профессора Киевского
университета Ф. Меринга — личности в свое время знаменитейшей. Он имел на
юге Российской империи обширную врачебную практику и считался светилом в своей
области. По свидетельству современников, среди его пациентов часто встречались
коммерсанты-евреи небольшого достатка, которые вместо платы подсказывали врачу
выгодные сделки. Руководствуясь их советами, доктор покупал недвижимость.
После
смерти Ф. Меринга его сыновья продали усадьбу Киевскому домостроительному
обществу. За короткий срок здесь были проложены улицы Новая (Станиславского),
Меринговская (Заньковецкой), Николаевская (Архитектора Городецкого),
Ольгинская, а также Николаевская площадь (пл. И. Франко).
Второй
эскалатор выведет нас на улицу Институтскую, получившую свое название от
располагавшегося здесь когда-то Института благородных девиц — учебного
заведения для девушек из дворянских семей. Это величественное здание в стиле
классицизма сохранилось до наших дней. Его автор — известный архитектор
B. Беретти, построивший и Киевский университет. Большинство киевлян здание
Института благородных девиц знают как Дворец промкооперации, ставший потом
Жовтневым (Октябрьским) дворцом и теперь носящий довольно неудобоваримое
название — Международный центр культуры и искусств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий