Хозяева ОКГЖД льготников
не жаловали. Городская управа долго договаривалась о предоставлении бесплатного
проезда в общественном транспорте хотя бы для части служащих. В 1911 году
вопрос был решен подписанием особого договора между городом и правлением ЗАО о
предоставлении ежегодных 420 абонентских билетов сотрудникам киевской
администрации.
Правление ОКГЖД не
настаивало на компенсации стоимости проездных (50 руб. каждый) из
муниципального бюджета. В договоре, составленным юристами ЗАО, значился более
любопытный вариант:
«При выкупе г. Киевом
предприятия трамвая сумма стоимости выданных билетов… должна быть возмещена
Обществу в десятикратном размере».
Остается только гадать,
что побудило Думу утвердить подобные предложения.
Льготные абонементы часто
распределялись по блату, что вызывало недовольство обделенных.
«Получив сведения, —
писал городскому голове председатель железнодорожной комиссии Рутенберг, — что
списки на выдачу служащим в Городском общественном управлении билетов для
бесплатного проезда в городском трамвае составлены отчасти по личным указаниям…
я снимаю с себя всякую ответственность за вышеупомянутые списки». Вот вам и
древнее проявление коррупции.
Несмотря на то, что
билеты выдавались именные, с наклеенной фотографией счастливого обладателя,
служащие управы часто давали попользоваться «шаровым» проездом друзьям и
знакомым. Подобная щедрость могла вылиться в копейку. Изъятые трамвайными
контролерами у псевдольготников проездные, согласно указаниям правления ОКГЖД,
не возвращались настоящим владельцам.
История киевского трамвая
отображает определенные моменты истории самого города. Первая городская «конка»
была построена в период экономического подъема в конце ХІХ столетия. Трамвайный
бум в Киеве приходится на период между мировыми войнами, а упадок – с 1930-х по
1970-е года. И наконец, некоторое возрождение интереса наблюдается в настоящее
время.
Первая городская Киевская
конная железная дорога была построена в 1890 году. Главой предприятия был Аманд
Струве, с которым городской совет 8 июля 1889 г. заключил договор. Проект
предполагал строительство колеи общей длиной 26,4 км. Первая колея пролегала по
Большой Васильковской. Она была пущена в эксплуатацию 30 июля 1891 г. Сначала
маршрут был проложен по ул. Жандармской (ныне Саксаганского) до Демеевки. В
августе линия была продлена к отелю «Европейский» на Крещатике. Как тогда
писала газета «Киевлянин», — кони тащили вагончики «изящной и легкой
конструкции с фонарями и звонками». Один такой вагончик вмещал 20-25
пассажиров.
Первый в Российской
империи электрический трамвай появился в Киеве в 1892 г. 9 сентября 1891 года
начали укладывать рельсы по ул. Александровской (ныне Грушевского) и
Александровскому спуску (ныне Владимирский) и сооружать временную электростанцию.
Работы были завершены в апреле 1892 г. 1 июня 1892 г. началось пассажирское
движение на колее длиной 1,5 км.
Последняя линия парового
трамвая, которая пролегала от Киева до Пуща-Водицы была электрифицирована в
1904 г. Последнюю (Кирилловскую) «конную» железную дорогу электрифицировали в
1895 г. В конце столетия длина трамвайных линий в однопутном исчислении
составляла: 66,2 км, из них 49,6 км были электрофицированы.
До 1904 г. было сооружено
5 трамвайных парков (Васильковский, Лукъяновский, Александровский, Кузнечный,
Троицкий). В 1904 г. было начато строительство Главных трамвайных мастерских
(ныне завод электротранспорта имени Дзержинского).
В конце ХІХ – начале ХХ
ст. в Киеве существовало три самостоятельных предприятия. Частная трамвайная
линия, принадлежащая Г. Хойнацкому, пролегала от Триумфальных ворот (ныне
Воздухофлотский путепровод) к дачному поселку Святошино. В 1901 г. ее выкупили.
Длина трамвайных путей составляла 9,6 км. Линия была особо популярной летом и
приносила немалую прибыль. В 1908-1909 гг. Марголин построил трамвайную линию в
предместье Демеевка. Длина составляла 4,8 км. Но, наверное, наиболее известной
была частная линия, соединившая в 1912 г. Киев с Броварами. Общая ее длина
составляла 18,14 км.
В 1920 году, во время
топливного кризиса, трамваями возили дерево из Пуща-Водицы. Тогда трамвайщики
проложили временную колею к бучанским болотам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий