29 августа 2019

Истории Киевского трамвая: занимательные факты (Часть 1)

Хозяева ОКГЖД льготников не жаловали. Городская управа долго договаривалась о предоставлении бесплатного проезда в общественном транспорте хотя бы для части служащих. В 1911 году вопрос был решен подписанием особого договора между городом и правлением ЗАО о предоставлении ежегодных 420 абонентских билетов сотрудникам киевской администрации.
Правление ОКГЖД не настаивало на компенсации стоимости проездных (50 руб. каждый) из муниципального бюджета. В договоре, составленным юристами ЗАО, значился более любопытный вариант:
«При выкупе г. Киевом предприятия трамвая сумма стоимости выданных билетов… должна быть возмещена Обществу в десятикратном размере».
Остается только гадать, что побудило Думу утвердить подобные предложения.
Льготные абонементы часто распределялись по блату, что вызывало недовольство обделенных.
«Получив сведения, — писал городскому голове председатель железнодорожной комиссии Рутенберг, — что списки на выдачу служащим в Городском общественном управлении билетов для бесплатного проезда в городском трамвае составлены отчасти по личным указаниям… я снимаю с себя всякую ответственность за вышеупомянутые списки». Вот вам и древнее проявление коррупции.
Несмотря на то, что билеты выдавались именные, с наклеенной фотографией счастливого обладателя, служащие управы часто давали попользоваться «шаровым» проездом друзьям и знакомым. Подобная щедрость могла вылиться в копейку. Изъятые трамвайными контролерами у псевдольготников проездные, согласно указаниям правления ОКГЖД, не возвращались настоящим владельцам.
История киевского трамвая отображает определенные моменты истории самого города. Первая городская «конка» была построена в период экономического подъема в конце ХІХ столетия. Трамвайный бум в Киеве приходится на период между мировыми войнами, а упадок – с 1930-х по 1970-е года. И наконец, некоторое возрождение интереса наблюдается в настоящее время.
Первая городская Киевская конная железная дорога была построена в 1890 году. Главой предприятия был Аманд Струве, с которым городской совет 8 июля 1889 г. заключил договор. Проект предполагал строительство колеи общей длиной 26,4 км. Первая колея пролегала по Большой Васильковской. Она была пущена в эксплуатацию 30 июля 1891 г. Сначала маршрут был проложен по ул. Жандармской (ныне Саксаганского) до Демеевки. В августе линия была продлена к отелю «Европейский» на Крещатике. Как тогда писала газета «Киевлянин», — кони тащили вагончики «изящной и легкой конструкции с фонарями и звонками». Один такой вагончик вмещал 20-25 пассажиров.
Первый в Российской империи электрический трамвай появился в Киеве в 1892 г. 9 сентября 1891 года начали укладывать рельсы по ул. Александровской (ныне Грушевского) и Александровскому спуску (ныне Владимирский) и сооружать временную электростанцию. Работы были завершены в апреле 1892 г. 1 июня 1892 г. началось пассажирское движение на колее длиной 1,5 км.
Последняя линия парового трамвая, которая пролегала от Киева до Пуща-Водицы была электрифицирована в 1904 г. Последнюю (Кирилловскую) «конную» железную дорогу электрифицировали в 1895 г. В конце столетия длина трамвайных линий в однопутном исчислении составляла: 66,2 км, из них 49,6 км были электрофицированы.
До 1904 г. было сооружено 5 трамвайных парков (Васильковский, Лукъяновский, Александровский, Кузнечный, Троицкий). В 1904 г. было начато строительство Главных трамвайных мастерских (ныне завод электротранспорта имени Дзержинского).
В конце ХІХ – начале ХХ ст. в Киеве существовало три самостоятельных предприятия. Частная трамвайная линия, принадлежащая Г. Хойнацкому, пролегала от Триумфальных ворот (ныне Воздухофлотский путепровод) к дачному поселку Святошино. В 1901 г. ее выкупили. Длина трамвайных путей составляла 9,6 км. Линия была особо популярной летом и приносила немалую прибыль. В 1908-1909 гг. Марголин построил трамвайную линию в предместье Демеевка. Длина составляла 4,8 км. Но, наверное, наиболее известной была частная линия, соединившая в 1912 г. Киев с Броварами. Общая ее длина составляла 18,14 км.
В 1920 году, во время топливного кризиса, трамваями возили дерево из Пуща-Водицы. Тогда трамвайщики проложили временную колею к бучанским болотам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...