08 августа 2019

Книгоиздатели XIX века (Часть 4)


Согласно «Цензурному уставу» и «Положению о правах сочинителей» исключительные имущественные права российских авторов гарантировались на протяжении всей жизни, а также 25 лет — посмертно. В 1911 году было принято «Положение об авторском праве», увеличившее срок охраны до 50 лет и гарантировавшее неимущественные права сочинителей. Сборкой роялти, консалтинговыми услугами и юридической защитой авторских прав занималось созданное в 1874 году Общество российских писателей и драматургов. В него входили такие «литературные патриархи», как Островский и Тургенев. Для публикации произведений какого-либо известного писателя книгоиздателям приходилось дожидаться срока окончания законодательной защиты авторских прав (Пушкин, Лермонтов) или покупать дорогие неисключительные права на публикацию (Бунин, Куприн).
Намного проще обстояло дело с изданием зарубежных писателей. Их авторские права в России юридически вообще не защищались. В 1886 году была подписана международная Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Документ гарантировал защиту авторских прав (и соответствующее роялти) на территории всех присоединившихся к конвенции стран. Поскольку Российская империя к числу таковых не относилась, то, соответственно, подобных обязательств перед мировой литературной общественностью не несла. Чем и пользовались предприимчивые книгоиздатели вроде Франца Иогансона.
Немалую прибыль киевскому бизнесмену приносили публикации сочинений Золя, Ибсена, Мопассана и Пруста. «Небольшая, искусно напечатанная, книжечка содержит в себе три рассказа давно известных российской публике Брета Гарта и Марка Твена, — писал в 1891 году книжный обозреватель «Киевского слова» про очередную новинку издательства. — Обое эти писатели сейчас, наверно, наиболее известные из американских беллетристов».
В 1908 году, после смерти Иогансона, его наследники продали издательство фирме «П. И. Бонадурер». Хозяин фирмы, с 1865 года занимавшейся в Киеве устройством водопроводов, инвестировал в книжный бизнес в надежде на высокую рентабельность. Однако из-за отсутствия четкой маркетинговой политики Южно-Русское книгоиздательство при новых владельцах постепенно потеряло лидирующие позиции на киевском книжном рынке.
В конце 1870-х годов купить популярный среди украинской интеллигенции «Кобзарь» Шевченко можно было только у нескольких киевских торговцев. Редко переиздаваемая после смерти писателя, книга превратилась в библиографический раритет, за который смекалистые продавцы, догадавшиеся придержать ее в загашнике, запрашивали огромные деньги. «…За эту книгу необходимо заплатить втридорога и даже больше, — сокрушался современник. — Теперь уже и за 10 рублей не купишь «Кобзарь».
На популярности Тараса Григорьевича старались заработать многие. Например, тираж выпущенного в 1883 году в Питере наиболее полного (не считая купюр) издания «Кобзаря» полностью скупил киевский книготорговец Ильницкий. Опередив конкурентов, он стал монопольным поставщиком книги в киевские магазины. А спрос на Шевченко не падал. Как отмечали газеты, «только прибудет из Петербурга одна партия, как на протяжении дня ее всю раскупают».
На полках крупнейших киевских магазинов можно было найти наиболее ходовую украинскую литературу — Шевченко, Старицкий, Нечуй-Левицкий, Франко, Грушевский. К самостоятельному же изданию украиноязычной литературы основные игроки рынка относились с опаской. Бизнесмены отнюдь не хотели портить отношения с властью в лице инспекции по цензуре Главного управления по делам печати. Однако если дело касалось гарантированного денежного куша, то цензурный вопрос иногда все же можно было решить. «Трудно даже представить, сколько необходимо было употребить средств, чтобы издать у нас какую-либо украинскую книжку, — вспоминала писательница Старицкая-Черняховская. — В то время, после запрета 78 года, нельзя было ни одной украинской книжке выплыть в широкое море общественности, если бы не лоцманы. Эти лоцманы у нас — деньги. Был такой в Киеве цензор, — если кто хотел, что бы его книжку разрешили, то ему необходимо было в свое ходатайство положить сторублевую бумажку — и дело оканчивалось обоюдным удовлетворением». Прибегал к услугам «лоцмана» и Франц Иогансон, в 1889 году первым в Киеве издавший шевченковский «Кобзарь».
В 1884 году был наложен запрет на публикации работ известного английского философа Герберта Спенсера, пользующегося большой популярностью среди интеллигенции Российской империи. Франц Иогансон, прикинув убытки, которые несут киевские издатели от контрафактных книг Спенсера, в конце 1890-х годов обратился с ходатайством о разрешении печатать труды англичанина. Собственную коммерческую выгоду он завуалировал заботой о государственных интересах:
«Изъятие произведений Спенсера из публичных библиотек потеряло всякий смысл… Даже наоборот, оно стало вредным, поскольку популяризация и компиляция обычно искажают даже основные мысли автора, представляют его гипотезы и осторожные догадки несомненной истиной, приучают, таким образом, читателей к поверхностности взглядов и т. д. Наилучшим противодействием подобной вульгаризации и искажению является само произведение автора».
Заботу Иогансона оценили по достоинству, и в 1898 году он первым из киевских книгоиздателей выпустил произведения Спенсера в серии «Всеобщая библиотека

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...