В 1913 году киевский
книжный рынок уступал только Санкт-Петербургу, Москве и Варшаве. В городе
успешно действовали 31 магазин, 80 книжных лавок и множество мелких розничных
торговцев. Крупнейшие книготорговцы, занимающиеся одновременно и книгоизданием,
считались людьми богатыми и уважаемыми. Многие из них играли значительную роль
в политической жизни города и избирались гласными (депутатами) городской Думы.
Присутствие в муниципальной власти позволяло им лоббировать интересы
собственного бизнеса. Конечно, финансовые обороты губернских книготорговцев не
были сопоставимы с прибылями таких всероссийских воротил книжного бизнеса, как
Сытин, Суворин или братья Глазуновы. Но в Юго-Западном крае киевские
предприниматели уверенно держали первое место, постепенно выходя на столичный
рынок.
Этап активного развития
издательской деятельности и торговли светскими книгами в Российской империи
начался во второй половине XVIII века. Книжная традиция на украинских землях
существовала и до того, но читатели довольно долго не признавали никакой
литературы, кроме духовной. Михаил Грушевский писал, что самой популярной и
многократно издаваемой книгой в Украине долгое время оставался «Киево-Печерский
патерик» — сборник житий печерских святых.
Но в галантный век
просвещения зажиточные дворяне и купцы по собственной инициативе начали
создавать типографии, где печатались книги отечественных и зарубежных авторов,
часто запрещенных церковной цензурой. Со временем любительское хобби переросло
в прибыльный бизнес. Один из пионеров светского книгоиздания, российский
дворянин Новиков, в те далекие времена пояснял своим коллегам основы книжного
маркетинга: «Не довольно того, чтобы только печатать книги, а надо иметь
попечение о продаже напечатанных книг».
В первой четверти XIX
века основными центрами книготорговли стали Петербург и Москва. Тамошний
книжный рынок был разделен между несколькими крупными игроками, которые не
оставляли шансов потенциальным конкурентам. Предприниматели, желающие начать
свой издательский бизнес и не обладающие достаточным стартовым капиталом, могли
раскрутиться только на периферии. Впрочем, открывать свое книжное дело в
губерниях было рискованно — ничтожно малая емкость рынка, низкая покупательская
способность и множество логистических проблем.
И все же находились
смельчаки. Одним из них стал молодой и амбициозный московский купец Степан
Литов. В 1828 году он рискнул приехать в Киев. В городе уже существовало
несколько мелких книжных лавок, продавались книги и в Лавре, однако выбор
оставлял желать лучшего. Обладая необходимым начальным капиталом, Литов первым
делом устранил большинство конкурентов (Щепанского, Лапицкого), выкупив их
книжные лавки. Далее предприниматель создал несколько книжных магазинов, в
частности, на Подоле и Крещатике. И, наконец, в начале 30-х годов Степан Литов
открыл свой центральный книжный магазин на Крещатике, на долгие годы ставший
«визитной карточкой» его фирмы.
Литов обладал
замечательным чутьем угадывать литературные прихоти потенциальных покупателей.
Индивидуальный подход и профессиональные консультации каждому покупателю,
система дисконтных скидок постоянным клиентам — вот главные преимущества
Литова. Да и сам магазин, в отличие от конкурирующих захламленных и скудно
освещенных книжных лавок, был устроен с невиданным по тем временам комфортом.
Работающий семь дней в неделю, с огромными стеклянными витринами, удобством в
поиске необходимой печатной продукции, рассортированной по жанрам и темам, он
пользовался широкой популярностью у богатых клиентов.
Литов постоянно занимался
обновлением ассортимента. Он сам ездил в Москву, Петербург, Львов, где скупал
лучшие экземпляры отечественной и зарубежной литературы. Раскрутившись в Киеве,
купец открыл магазин и в имперской столице, что позволило ускорить заказ и
доставку книг. «…Если книга отсутствует в магазине, то она выписывается из
моего С.-Петербургского магазина», — гласила реклама Литова.
На его полках были
практически все лучшие российские издания: от Пушкина и Гоголя до
географических карт и учебников. Наибольшим спросом пользовалось легкое чтиво.
«Любопытный пожелает, может быть, знать, — писал известный историк Карамзин о
предпочтениях читающей публики, — какого роду книги у нас более всего
расходятся! Я спрашивал о том у многих книгопродавцев, и все, не задумываясь,
отвечали: романы!».
Приобрести книгу в
30-60-е годы XIX века мог позволить себе только человек достаточно высокого
материального достатка. Цена колебалась от 7 до 20 рублей, в зависимости от
известности фамилии автора. Значительную роль в формировании столь высокого
ценового диапазона играла качественная полиграфия. Дорогая бумага, крупный
шрифт и кожаный переплет были неизменными атрибутами изданий тех лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий