06 августа 2019

Книгоиздатели XIX века (Часть 2)


В 1913 году киевский книжный рынок уступал только Санкт-Петербургу, Москве и Варшаве. В городе успешно действовали 31 магазин, 80 книжных лавок и множество мелких розничных торговцев. Крупнейшие книготорговцы, занимающиеся одновременно и книгоизданием, считались людьми богатыми и уважаемыми. Многие из них играли значительную роль в политической жизни города и избирались гласными (депутатами) городской Думы. Присутствие в муниципальной власти позволяло им лоббировать интересы собственного бизнеса. Конечно, финансовые обороты губернских книготорговцев не были сопоставимы с прибылями таких всероссийских воротил книжного бизнеса, как Сытин, Суворин или братья Глазуновы. Но в Юго-Западном крае киевские предприниматели уверенно держали первое место, постепенно выходя на столичный рынок.
Этап активного развития издательской деятельности и торговли светскими книгами в Российской империи начался во второй половине XVIII века. Книжная традиция на украинских землях существовала и до того, но читатели довольно долго не признавали никакой литературы, кроме духовной. Михаил Грушевский писал, что самой популярной и многократно издаваемой книгой в Украине долгое время оставался «Киево-Печерский патерик» — сборник житий печерских святых.
Но в галантный век просвещения зажиточные дворяне и купцы по собственной инициативе начали создавать типографии, где печатались книги отечественных и зарубежных авторов, часто запрещенных церковной цензурой. Со временем любительское хобби переросло в прибыльный бизнес. Один из пионеров светского книгоиздания, российский дворянин Новиков, в те далекие времена пояснял своим коллегам основы книжного маркетинга: «Не довольно того, чтобы только печатать книги, а надо иметь попечение о продаже напечатанных книг».
В первой четверти XIX века основными центрами книготорговли стали Петербург и Москва. Тамошний книжный рынок был разделен между несколькими крупными игроками, которые не оставляли шансов потенциальным конкурентам. Предприниматели, желающие начать свой издательский бизнес и не обладающие достаточным стартовым капиталом, могли раскрутиться только на периферии. Впрочем, открывать свое книжное дело в губерниях было рискованно — ничтожно малая емкость рынка, низкая покупательская способность и множество логистических проблем.
И все же находились смельчаки. Одним из них стал молодой и амбициозный московский купец Степан Литов. В 1828 году он рискнул приехать в Киев. В городе уже существовало несколько мелких книжных лавок, продавались книги и в Лавре, однако выбор оставлял желать лучшего. Обладая необходимым начальным капиталом, Литов первым делом устранил большинство конкурентов (Щепанского, Лапицкого), выкупив их книжные лавки. Далее предприниматель создал несколько книжных магазинов, в частности, на Подоле и Крещатике. И, наконец, в начале 30-х годов Степан Литов открыл свой центральный книжный магазин на Крещатике, на долгие годы ставший «визитной карточкой» его фирмы.
Литов обладал замечательным чутьем угадывать литературные прихоти потенциальных покупателей. Индивидуальный подход и профессиональные консультации каждому покупателю, система дисконтных скидок постоянным клиентам — вот главные преимущества Литова. Да и сам магазин, в отличие от конкурирующих захламленных и скудно освещенных книжных лавок, был устроен с невиданным по тем временам комфортом. Работающий семь дней в неделю, с огромными стеклянными витринами, удобством в поиске необходимой печатной продукции, рассортированной по жанрам и темам, он пользовался широкой популярностью у богатых клиентов.
Литов постоянно занимался обновлением ассортимента. Он сам ездил в Москву, Петербург, Львов, где скупал лучшие экземпляры отечественной и зарубежной литературы. Раскрутившись в Киеве, купец открыл магазин и в имперской столице, что позволило ускорить заказ и доставку книг. «…Если книга отсутствует в магазине, то она выписывается из моего С.-Петербургского магазина», — гласила реклама Литова.
На его полках были практически все лучшие российские издания: от Пушкина и Гоголя до географических карт и учебников. Наибольшим спросом пользовалось легкое чтиво. «Любопытный пожелает, может быть, знать, — писал известный историк Карамзин о предпочтениях читающей публики, — какого роду книги у нас более всего расходятся! Я спрашивал о том у многих книгопродавцев, и все, не задумываясь, отвечали: романы!».
Приобрести книгу в 30-60-е годы XIX века мог позволить себе только человек достаточно высокого материального достатка. Цена колебалась от 7 до 20 рублей, в зависимости от известности фамилии автора. Значительную роль в формировании столь высокого ценового диапазона играла качественная полиграфия. Дорогая бумага, крупный шрифт и кожаный переплет были неизменными атрибутами изданий тех лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...