19 августа 2019

Метро Минская и Тараса Шевченко


 «Минскую» открыли в полном соответствии с традициями советского времени — 6 ноября 1982 года, накануне главного праздника страны — очередной годовщины социалистической революции. Видимо, юбилейный год повлиял на выбор художественного решения. Авторы — архитекторы Е. Дубинский, Л. Скорик, С. Сигалова и художники С. Химочко, А. Химочко — выполнили его в стиле фресковой полигамной росписи. Ведь именно фресками так славились во все времена храмы древнего Киева.
«Минская» расположена неглубоко, как и другие станции этой ветки. Зато она имеет длинный подземный переход, ставший сейчас своеобразным торговым центром со множеством небольших магазинчиков и еще большим количеством уличных торговцев, сбывающих с рук самый разнообразный товар. Станция стала тёзкой родного Минского района, созданного в 1975 году.
В его состав вошла часть Подольского района, а также новые жилые массивы Оболонь и Минский. Застраивали район в основном 9- и 16-этажными жилыми домами, а микрорайоны формировали таким образом, чтобы количество жителей в каждом достигало 20 тысяч человек. При этом комплексному развитию соответствующих социально-культурных и бытовых предприятий уделялось должное внимание — в каждом микрорайоне возводились школа, дошкольные учреждения, торговые и общественные центры. Близость поймы Днепра и реки Десенки существенно влияет на местный микроклимат. Особенно это ощущается летом, когда и впрямь кажется, будто находишься в настоящем курортном городе. Жаль только, что все реже…
Но основа жизнедеятельности района — промышленность. В 1980-е годы здесь насчитывалось 42 предприятия. А сегодня, говоря о Минском районе, непременно вспомнят акционерное предприятие завод «Оболонь» — флагман отечественного производства безалкогольных и слабоалкогольных напитков. Говорят, оболонское пиво известно даже в Нью-Йорке. Долгое время носившая имя драматурга А. Корнейчука основная магистраль Оболони, вдоль которой и разместились все три станции метро, теперь вполне обоснованно получила название Оболонского проспекта. А вот улицы возле станции «Минская» до сих пор носят прежние названия — имени Маршала Тимошенко и Маршала Малиновского. И только проспект Героев Сталинграда изначально назывался Набережно-Славутичской, так как действительно пролегает вдоль залива Днепра. Но если названия улиц меняются редко, то сама Оболонь становится просто неузнаваемой. И особенно это коснулось территории вокруг станции «Минская». Площадь возле станции всегда была центром большого микрорайона. Здесь находится районная госадминистрация, небольшой рынок, дом быта «Оболонь». Здесь же устраиваются новогодние ёлки, концерты по случаю и народные гуляния по поводу. Один из первых ресторанов «МакДональдз» в Киеве был открыт именно на этом месте. Но строительство, которое развернулось вокруг станции в последние год-два, просто изумило жителей Оболони. По обеим сторонам улицы Маршала Тимошенко буквально на глазах выросли два квартала красавцев домов. И как же скромно и провинциально на их фоне выглядят старые 9- и 16-этажки, которые совсем недавно казались выше неба.
И каждый раз, направляясь к метро, не перестаешь удивляться, что такие дома, да еще так быстро появились в обычном киевском «спальнике». Но домам требуется соответствующее окружение — и вот уже выщербленный асфальт срочно заменили модной нынче плиткой, благоустроили сквер рядом, построили современную детскую площадку. Так что теперь Оболонь — поистине район контрастов. Еще более это ощущается, когда выходишь на нынешнюю набережную. Раньше это и набережной, и пляжем трудно было назвать. Но теперь вдоль Днепра стоит целый ряд великолепных домов, а сама набережная приобрела тот самый европейский вид, о котором все только и говорят. Безобразные бетонные плиты заменили все той же плиткой, высажены ряды молодых деревьев, разбиты цветочные клумбы, стоят красивые скамейки. А в нижних этажах домов — дорогие кафе и рестораны. Чем не фешенебельный курорт? Правда, не всем доступны все эти удовольствия. Но побродить, подышать и полюбоваться Оболонью по-прежнему сможет любой — было бы желание, время и голубой пластиковый кругляш.

Метро Тараса Шевченко – с именем Кобзаря

Известно, что еще подростком (1829 г.), будучи в услужении у помещика П.  Энгельгардта, Тарас ездил со своим паном в Киев. За всю жизнь Т. Шевченко прожил в Киеве сравнительно немного: если сложить все дни, недели, месяцы — не будет и двух лет. Но тем большее удивление вызывает творческая и общественно-политическая активность, которую Шевченко проявлял именно в Киеве. Здесь Шевченко познакомился с Гребинкой, Кулишем, Костомаровым, Афанасьевым-Чужбинским, Максимовичем, Галаганом и другими известнейшими людьми того времени.
В 1845 году, поселившись в Киеве, как думалось ему, навсегда, Шевченко активно включается в обществен-но-культурную жизнь города. Он много пишет, рисует, изучает историю родного края, занимается преподавательской деятельностью.
Но уже 5 апреля 1847 года на переправе через Днепр поэта арестовывают по делу Кирилло-Мефодиевского братства и до лета 1859 года ему уже не суждено было видеть любимый сердцу Киев. Было и последнее посещение города в мае 1861 года, но уже по окончании жизненного пути, когда гроб с телом Кобзаря перевозили из Петербурга в Украину. Два дня Киев прощался с гениальным поэтом. Как свидетельствует очевидец, «…не только церковь, но и двор были битком набиты, на Александровской улице, на шоссе, на горах Андреевской и Михайловской и на горе Царского сада стояло народа не меньше, чем бывает 15 июля во время владимирского крестного хода». Отпевали поэта в церкви Рождества Христова на Подоле.
Шевченко не просто любил, но и отлично знал Киев — и лично изучая и открывая жизнь древнего города, и черпая необходимые сведения из многих исторических источников, с которыми был знаком. Особенно близок Шевченко был киевский Подол с его всемирно известной Академией. В прозаических произведениях Кобзаря мы можем побывать в обществе автора и на Контрактах, и во Фроловском и Кирилловском монастырях, и на даче «Кинь грусть».
А когда в 1859 году на Подоле была основана первая в Киеве и в Украине воскресная школа (она работала в доме на углу Контрактовой площади и улицы Хоревой), Тарас Григорьевич специального для ее учеников составил «Букварь южнорусский».
Летом 1859 года Шевченко почти две недели прожил на Приорке (ныне улица Вышгородская, 5; мемориальный дом восстановлен в 1988-1989 гг.), у родственников известного общественно-политического деятеля В. В. Лободы, жена которого, писательница Стефания Крапивина, вспоминала: недели не прошло, а Шевченко стал своим, родным и для детей сестры, и для многочисленных соседей. Этому легко поверить — портрет Шевченко под рушником занял главенствующее место во многих украинских домах.
Именем Кобзаря названы города. А еще улицы, театры, парки и учебные заведения — и в первую очередь в столице свободной Украины Киеве, о котором Шевченко всегда помнил.
Еще одним памятником Кобзарю стала станция Киевского метрополитена «Тараса Шевченка», вступившая в строй 12 декабря 1980 года неподалеку от Контрактовой площади. Наземный вестибюль станции расположен на улице Межигорской, застройка которой, кстати, осуществлялась в конце XVIII — начале XIX века.
В оформлении среднего зала  станции (архитекторы И. Масленков, Т. Целиковская, А. Крушинский, А. Працюк, художник А. Миловзоров) использована контрастная цветовая гамма отделочных материалов. Путевые стены облицованы красным украинским мрамором в сочетании с белым фризом из керамики. Порталы проходов на посадку, оформленные элементами серого мрамора, покоятся на ковровом покрытии полов из красного и черного гранита. На торцевой стене центрального зала установлен керамический портрет великого Кобзаря.
Сегодня нам просто необходимы несгибаемая вера и стойкость Тараса, величие его неповторимого духовного мира, корни которого — в сокровеннейших глубинах земли нашей, нашего народа. И мы всегда будем идти, ехать, лететь к нему — к Кобзарю.
Потому что «досить було однієї людини, щоб врятувати цілий народ», — как сказал о Т. Шевченко Остап Вишня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...