07 августа 2019

Книгоиздатели XIX века (Часть 3)


Несмотря на огромный финансовый риск, на который шел Степан Литов, открывая свой бизнес в Киеве, он не только удержался на плаву, но и до 70-х годов сохранял практически монопольное положение на местном книжном рынке. Незадолго до смерти (1877 год) Литов продал магазин своему топ-менеджеру Николаю Оглоблину. «Чувствуя недуги старости и упадок сил и не имея наследников, могущих вести книжное дело в будущем, — вспоминал позднее Оглоблин, — С. И. Литов признал наиболее целесообразным передать путем продажи свой магазин мне, ближайшему своему сотруднику. Но, прекрасно зная, что я не располагаю необходимыми денежными средствами на приобретение магазина, С. И. Литов предложил мне совершить покупку на льготных условиях: приобрести всю наличность магазина за сорок тысяч рублей с рассрочкой платежа на десять лет… Условия были выгодные, гарантирующие при осторожности и осмотрительности дальнейшее ведение дела без убытков».
Став полноправным хозяином магазина, Оглоблин не только продолжил удерживать лидерские позиции на местном книжном рынке, но и смог за несколько лет вдвое увеличить годовую выручку. Расширил сеть магазинов, открыв новое представительство фирмы на Александровской (ныне — Сагайдачного) улице.
Значительное увеличение доходов российских книготорговцев в 1880-х годах объяснялось объективными причинами. Вырос культурный уровень населения, увеличился спрос на учебную литературу. Грамотность европейской части Российской империи возросла с 13-15% (середина XIX века) до 22,9 % (согласно Всеобщей переписи 1897 года). Подешевели и книги, что сказалось на росте количества потенциальных покупателей. В 1903 году аналитик книжного рынка Рубакин писал: «Несомненно, ускорение книжного потока имеет свои глубокие причины, лежащие в истории русской жизни последних 15 лет… грамотность населения за последнее двадцатилетие сделала заметные шаги вперед».
Естественно, что Оглоблин, постоянно анализирующий книжный рынок, не мог обойти вниманием увеличение спроса на научную литературу. Во многом благодаря своему положению гласного городской Думы (избирался три срока подряд), дающему возможность лоббирования интересов своего бизнеса у «нужных людей», Оглоблин становится эксклюзивным поставщиком учебной литературы в университет Св. Владимира (сейчас КНУ им. Тараса Шевченко) и почти во все учебные заведения Киева.
Одним из первых конкурентов Оглоблина был Франц Иогансон, основавший в Киеве в 1875 г. Южно-Русское книгоиздательство. Для начала своего дела ему хватило 300 руб. Главный магазин фирмы открылся на Крещатике, недалеко от магазина Оглоблина, подрывая этим монополию последнего.
Уже к 1896 году годовой оборот фирмы Иогансона, постигавшего в свое время азы книжного бизнеса в магазине Литова, составлял 178 тыс. рублей. Секрет успеха предпринимателя заключался в применении инновационных схем ведения бизнеса.
Иогансон одним из первых в Киеве понял, что успешный книготорговец должен быть еще и издателем, выпуская наиболее востребованную продукцию. Не желая тратиться на собственную типографию, он заключал договора с крупнейшими киевскими владельцами печатных мастерских — Завадским, Давиденко, Кульженко, Барским. С конца 1890-х почти все заказы Южно-Русского книгоиздательства печатаются в типографии Чоколова.
Следующий принцип бизнес-стратегии Иогансона — выбор своего сегмента книжного рынка. Он специализировался на издании и продаже художественной литературы. Книги Южно-Русского книгоиздательства печатались на дешевой бумаге, часто имели множество грамматических ошибок, однако пользовались бешеным спросом у интеллигенции и среднего класса из-за невысоких цен. Франц Иогансон выпускал серии книг — «Библиотека греческих классиков в русском переводе», «Всеобщая библиотека» (мировая классика), «Вся Россия» (отечественная классика) — огромными по тем временам тиражами в 20 тыс. экземпляров и более. Практически все раскупалось, принося издателю значительную прибыль. Доходность бизнеса позволила Иогансону не только дополнить сеть магазинов двумя новыми — на Крещатике и Прорезной, но и расширить свою деятельность в Харькове и Одессе. Одним из удачных маркетинговых ходов издателя стал выпуск книг миниатюрного формата — так называемая Библиотека-крошка. В серии выходили такие популярные авторы, как Пушкин, Лермонтов, Куприн.
В 1895 году Южно-Русское книгоиздательство было отмечено дипломом на Всероссийской выставке печатного дела, прошедшей в Нижнем Новгороде. «Печатное и издательское дело в провинции не стоит на месте, — писала выставочная газета. — Появляются энергичные предприниматели, которые двигают его вперед. К таким предпринимателям, без сомнения, следует отнести Ф. А. Иогансона, витрины (магазина. — Прим. Контрактов) которого наполнены различными по содержанию изданиями от детских книг до многотомных научных исследований».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...