В
древние времена путь из центра Киева на Житомир пролегал по Большой Житомирской
улице, через Львовскую площадь, на Лукьяновке поворачивал влево и, продолжаясь
по Старо-Житомирской дороге (с 1906-го по 1944 год и потом вторично с 1993-го —
улица Дегтеревская), выходил к Петропавловской Борщаговке. В 30-40-е годы XIX
века, когда формировалась главная улица Киева Крещатик, был проложен новый путь
на Житомир — от Бессарабки по Брест-Литовскому шоссе. Старая и новая дороги
встречались на «пересечении».
В
начале XX века, в связи с возрастанием грузоперевозок, особенно в годы первой
мировой войны, возникла необходимость расширить Киевский железнодорожный узел.
Новая колея пролегла от Поста-Волынского по долине реки Сырец и дальше — до
Днепра, через который проходила в районе Чортороя по железнодорожному мосту,
построенному в 1915-1916 годах. Брест-Литовское шоссе эта железная дорога
пересекала по дну глубокого оврага.
Позже
от Поста-Волынского протянули еще одну колею — над Брест-Литовским шоссе,
поверху, а потом — вдоль Дегтеревской улицы до Луцких казарм. В центральном
корпусе этих казарм с 1995 года работает Государственный таможенный комитет
Украины, а в боковых — Институт сухопутных войск Министерства обороны. Сейчас
этой ветки нет, на ее месте проложены линии трамвайных маршрутов №14 и 15.
Сформировавшееся на городской окраине железнодорожное пересечение одно время
было конечной остановкой троллейбусного маршрута №5 («Площадь Толстого —
Железнодорожное пересечение»). Со временем «пересечение» стало одним из самых
напряженных в Киеве мест с интенсивным движением транспорта, где скрещивались
городские автомобильные дороги и железнодорожные пути. Для разгрузки здесь в
1964 году был сооружен 420-метровый путепровод. А в 1971-м, с пуском станции
метро «Октябрьская» транспортная развязка в этом месте перестала быть
проблемой. Из-за сложных гидрогеологических условий участок строительства
метрополитена от станции «Завод «Большевик» до «Октябрьской» был наиболее
сложным: проход перегонных туннелей вели под защитой кессона с давлением выше
атмосферного и одновременным водоглубинным понижением. Под действием
сдавленного воздуха в толще плывуна активизировалась деятельность микрофлоры,
бактерии разрушали чугунную облицовку туннелей, и ее пришлось укреплять
железобетонной обоймой.
Станция
«Октябрьская» (скульптор Б. М. Карловский, архитекторы
Б. И. Приймак, И. Л. Масленков,
В. С. Богдановский и Т. А. Целиковская) открыта 5 ноября
1971 года. Она относится к серии станций без наземного вестибюля, в которых
вход в подземный вестибюль совмещен с пешеходными переходами.
Архитектурно-художественное решение станции отвечало, как и заказывали,
тематике Октябрьской революции. Пол — из красного полированного гранита,
сверкающие металлические колонны, прямые лучи ламп, расположенных в круглых
нишах подвесного потолка, призваны подчеркивать строгость идей революции. В
торце — красная мраморная стена, которую до начала 1990-х украшал металлический
барельеф Ленина, а ниже и справа — факсимиле: «Октябрьская революция открыла
новую эпоху всемирной истории… В. Ульянов». Стены и колонны вестибюля и
переходов облицованы плитами из белого полированного мрамора.
В 1993
году станцию переименовали в «Берестейскую». Это был логичный возврат к старым
топонимическим названиям: Брест-Литовское шоссе (Берестейское) вело на Брест
(«Брест» — «Берестье» — «береста» — однокоренные слова, имеющие отношение к
березе и ее коре — бересте). У станции четыре выхода: три из них ведут к
верхнему и нижнему участкам путепровода, один — к живописнейшему парку,
имеющему богатую и увлекательную историю. Он расположен в верхней части некогда
полноводной реки Сырец, чьи берега в этом месте изрезаны глубокими оврагами,
ярами. Издавна поселяне возводили здесь плотины, строили мельницы, разводили
птицу, ловили рыбу. Питается река многочисленными источниками и родничками с
хорошей питьевой водой. Ныне Сырец закован в железобетонный коллектор, а
родничков становится все меньше. С 1854 года малозаселенные земли от Галицкой
площади (площадь Победы) до Святошина были поделены на так называемые казенные
дачи и сдавались в аренду. Селились здесь преимущественно семьи военных, так
как поблизости находились летние военные лагеря. Особенно интенсивно эти места
обживались и застраивались в 1860-1880-е годы.
По
указу императора Александра II в 1859 году хутора Хмелевщина и Сеньковщина
(известны с XVIII века и названы, видимо, по имени их первоначальных владельцев
Хмелька и Сенька) перешли в собственность генерал-губернатора Иллариона
Васильчикова (1805-1862). Местность со временем получила название «Васильчиковская
дача». Было в ней 55 десятин земли под сенокосами, прудами, садом, огородом,
лесом. Украшал поместье двухэтажный дом. Генерал-губернаторская вдова Екатерина
Алексеевна Васильчикова (1818-1862), известная своей благотворительной
деятельностью, подарила усадьбу основанному ею Свято-Троицкому монастырю на
Зверинце, который владел хутором до революционных событий, после чего дачи были
национализированы.
В 30-е
годы XX века прекрасная Васильчиковская дача на Сырце с задумчивыми озерами,
уединенными уголками заповедной природы рядом с огромным городом привлекла
внимание властей. И парк, граничивший с рекой Сырец, железной дорогой и
Брест-Литовским шоссе, был окружен глухим забором. Он стал «спецдачей» высшего
партийного аппарата Киева и получал неофициальные названия по мере смены
владельцев: дача Любченко — Кагановича — Хрущева — Коротченко. На одном из
центральных холмов в глубине парка был сооружен двухэтажный особняк с крыльцом
и террасами — мрачный и серый. Заборы простояли до самой до борьбы с культом
личности: в 1962 году спецдача была отдана городу, парк получил название «Парк
им. XXII съезда КПСС» и стал общедоступным местом прогулок и отдыха. В 1974
году у входа установлен памятник последнему высокопоставленному жильцу дачи —
государственному и партийному деятелю Д. С. Коротченко (1894-1969).
Бронзовая полуфигура на трехметровом гранитном постаменте выполнена скульптором
А. А. Ковалевым и архитектором С. Н. Миргородским. В 1972
году парку присвоили статус памятника садово-паркового искусства «Парк Нивки».
Целебный
воздух, настоянный на сочетании хвойных и лиственных пород деревьев, среди
которых сосны и тополя, дубы и уникальные платаны, березы и клены, каскад
живописных прудов, обилие птиц, ручные плутовки-белочки. А еще — прохлада
тенистых аллей, удобные спортивные площадки. Все это влечет сюда не только
жителей близлежащих домов, но и горожан из других районов, многочисленных
гостей города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий