В годы Второй мировой
войны трамвайное хозяйство было сильно повреждено. Наибольшему разрушению
подверглись Лукъяновский и Шевченковский трамвайные парки. Немцы разобрали 30
км трамвайных линий и 50 км контактного провода. Трамвай сыграл большое
значение в годы войны, именно он доставлял раненых в госпитали, подвозил хлеб к
столовым.
Киевский трамвай
восстановил свою работу в 1944 г. По данным на 1945 г., трамвай перевез – около
40,7 млн. пассажиров, а в 1947 — 94 млн. пассажиров.
Киевский трамвай — самый
первый трамвай в Российской Империи, проложен почти на 20 лет раньше чем в
Петербурге и Москве. Первый производитель трамваев для Киева стал немецкий
завод Pullman. Самой массовой моделью трамвая стала чешская «Татра», которая до
сих пор служит на киевских маршрутах. До революции в Киеве было более 20
постоянных трамвайных маршрутов.
Первый в Российской
Империи электрический трамвай был запущен в 1892 году в Киеве, на бывшем
Александровском спуске (теперь Владимирский спуск), соединяющем историческую
часть Подола с Крещатиком. Вообще, железные рельсы на то время были проложены
во многих городах мира. Был распространен конный рельсовый трамвай, также были
попытки построить гражданский транспорт на паровой тяге, но из-за дискомфорта и
обилия дыма эта идея была отброшена в пользу электричества. Первый в мире
электрический трамвай прошел в Берлине в начале 1880-х годов, строителем
выступила фирма Сименс — ее торговая марка хорошо известна до сих пор.
Сложный рельеф Киева
привел к необходимости более мощного и безопасного городского транспорта на
электрической тяге.
С самого момента
возникновения киевский электрический трамвай был диковинкой и одной из
достопримечательностей города. Большинство приезжих и гостей старались
проехаться на трамвае несколько раз, а как коммерческое предприятие, трамвай
оказался сверхприбыльным и окупил все вложения в течение первого года
существования.
Бурное развитие трамвая в
Киеве привело к тому, что в начале 1913 года в городе было уже более двадцати
постоянных трамвайных маршрутов. На то время весь трамвайный транспорт перешел
во владение одной бельгийской компании, которая видела в нем лишь источник
прибыли и не делала ничего для развития. В связи с этим городские власти в 1915
году заявили о своем праве на выкуп предприятия, после чего начались торги:
бельгийцы завышали цену, городская дума занижала. Многочисленные комиссии и
суды откладывали сделку, а потом наступил 1917 год, революция и гражданская
война.
Бельгийцы остались ни с
чем, а трамвайное сообщение было восстановлено лишь в 1922 году и до Великой
Отечественной войны трамвай было основным видом гражданского транспорта в
Киеве. После войны и восстановления города значение трамвая медленно но
неуклонно падало. Появились более комфортабельные троллейбусы, автобусы, метро.
В настоящее время
городской трамвай утратил свое былое значение, происходит плановый демонтаж
большинства линий, останется лишь несколько маршрутов, наиболее востребованных
пассажирами: линия на Пуща — Водицу, скоростная линия на Борщаговку. Центр
города и так значительно перегружен транспортом и шумом, да средств на
приобретение новых бесшумных комфортабельных моделей трамваев нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий