30 августа 2019

Истории Киевского трамвая: занимательные факты (Часть 2)


В годы Второй мировой войны трамвайное хозяйство было сильно повреждено. Наибольшему разрушению подверглись Лукъяновский и Шевченковский трамвайные парки. Немцы разобрали 30 км трамвайных линий и 50 км контактного провода. Трамвай сыграл большое значение в годы войны, именно он доставлял раненых в госпитали, подвозил хлеб к столовым.
Киевский трамвай восстановил свою работу в 1944 г. По данным на 1945 г., трамвай перевез – около 40,7 млн. пассажиров, а в 1947 — 94 млн. пассажиров.
Киевский трамвай — самый первый трамвай в Российской Империи, проложен почти на 20 лет раньше чем в Петербурге и Москве. Первый производитель трамваев для Киева стал немецкий завод Pullman. Самой массовой моделью трамвая стала чешская «Татра», которая до сих пор служит на киевских маршрутах. До революции в Киеве было более 20 постоянных трамвайных маршрутов.
Первый в Российской Империи электрический трамвай был запущен в 1892 году в Киеве, на бывшем Александровском спуске (теперь Владимирский спуск), соединяющем историческую часть Подола с Крещатиком. Вообще, железные рельсы на то время были проложены во многих городах мира. Был распространен конный рельсовый трамвай, также были попытки построить гражданский транспорт на паровой тяге, но из-за дискомфорта и обилия дыма эта идея была отброшена в пользу электричества. Первый в мире электрический трамвай прошел в Берлине в начале 1880-х годов, строителем выступила фирма Сименс — ее торговая марка хорошо известна до сих пор.
Сложный рельеф Киева привел к необходимости более мощного и безопасного городского транспорта на электрической тяге.
С самого момента возникновения киевский электрический трамвай был диковинкой и одной из достопримечательностей города. Большинство приезжих и гостей старались проехаться на трамвае несколько раз, а как коммерческое предприятие, трамвай оказался сверхприбыльным и окупил все вложения в течение первого года существования.
Бурное развитие трамвая в Киеве привело к тому, что в начале 1913 года в городе было уже более двадцати постоянных трамвайных маршрутов. На то время весь трамвайный транспорт перешел во владение одной бельгийской компании, которая видела в нем лишь источник прибыли и не делала ничего для развития. В связи с этим городские власти в 1915 году заявили о своем праве на выкуп предприятия, после чего начались торги: бельгийцы завышали цену, городская дума занижала. Многочисленные комиссии и суды откладывали сделку, а потом наступил 1917 год, революция и гражданская война.
Бельгийцы остались ни с чем, а трамвайное сообщение было восстановлено лишь в 1922 году и до Великой Отечественной войны трамвай было основным видом гражданского транспорта в Киеве. После войны и восстановления города значение трамвая медленно но неуклонно падало. Появились более комфортабельные троллейбусы, автобусы, метро.
В настоящее время городской трамвай утратил свое былое значение, происходит плановый демонтаж большинства линий, останется лишь несколько маршрутов, наиболее востребованных пассажирами: линия на Пуща — Водицу, скоростная линия на Борщаговку. Центр города и так значительно перегружен транспортом и шумом, да средств на приобретение новых бесшумных комфортабельных моделей трамваев нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Погоня за дефицитными книгами

В 1960-е годы в центре Киева работали 16 книжных магазинов: пять — на Крещатике, по четыре — на Красно­армейской и Ленина (ныне Хмельниц­ког...