22 августа 2019

Метро Золотые ворота – притяжение веков (Часть 1)


Мало кто знает, однако открытию станции предшествовала почти детективная история. Первоначально ее проектировали архитекторы московского Метропроекта. Они предложили обычные арочные пролеты, подсвеченные «световодами», которые и должны были символизировать идею «Золотых ворот». Этот безликий проект, пригодный для любой станции метро любого города, в сердце древнего Киева выглядел, мягко говоря, неуместно… Общественность города встревожилась. Заручившись поддержкой городских властей и строителей, главный архитектор Киева Н. Л. Жариков взял на себя основную ответственность за перепроектирование — именно в его кабинете заседал творческий штаб: талантливые авторы идеи архитекторы В. Б. Жежерин и М. А. Ралко, художники-монументалисты Г. К. Корень и В. П. Федько, инженер Метростроя Ю. В. Кочегаров. Сроки были жесткими, до ввода станции оставалось полгода, авторы нового проекта сутками не покидали подземное строительство. Для оформления станции требовались новые материалы — в обмен на киевскую продукцию прибыли из Челябинска мраморные глыбы для колонн, уникальные светильники срочно изготовлялись в Киеве. А в это время по жалобе московских проектантов со следственной миссией и с установкой наказать киевлян за самоуправство в город прибыла группа московских чиновников, усиленная корреспондентом «Известий». Надо отдать должное украинским специалистам — члены расширенного градостроительного совета стойко выдержали натиск и отстояли идею тематики древнекиевского зодчества в оформлении подземного вестибюля и перронного зала. И теперь пассажиры станции могут любоваться могучей аркадой в стиле древнерусских храмовых сооружений с имитацией древней кладки; декоративным оформлением стен, отражающим историческую эпоху тысячелетней давности; мозаичными портретами выдающихся личностей времен Киевской Руси; талантливой работой мастеров-литейщиков, сотворивших оригинальные люстры. Работа киевских зодчих и художников выполнена с любовью к своему городу, добротно и достойно, хочется сказать — на века.
Соседство со знаменитейшим памятником киевской архитектуры и истории определило не только декоративное оформление станции, но и название — «Золотые ворота». Непрерывность многовекового исторического и культурного развития нашей столицы здесь, в этом месте находит свое реальное подтверждение. Золотые ворота воплощают связь современного мегаполиса с его далеким прошлым.
«В год 1037. Заложил Ярослав город – великий Киев, у этого города ворота суть Золотые», — записал для потомков летописец Нестор. XI век в истории Киевской Руси — время расцвета. Великий князь Ярослав, за ум и дела свои прозванный Мудрым, заботится о могуществе государства и красе Киева. Главным, парадным въездом в столицу были Золотые ворота, само название которых (по аналогии с Золотыми воротами в Константинополе) подчеркивает их главенствующее положение в системе оборонных сооружений. Позже над воротами была воздвигнута надвратная церковь, посвященная Благовещению Богородицы. Митрополит Илларион писал: «Ярослав создал церковь вверху Великих ворот во имя Благовещения, чтобы то приветствие, с которым ангел обратился к Деве, обратилось к городу… «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою». Главы или купола церкви, а быть может, створки ворот были позолочены — это, по одной из версий, и дало название воротам. Называли их еще Великими и Железными, связывая с легендой о польском князе Болеславе Храбром, якобы затупившим свой железный меч о ворота киевские, после чего меч получил имя Щербец. Со стороны Золотых ворот город не имел естественной защиты, здесь были сооружены мощные укрепления — огромный земляной вал и ров. И победить в районе Золотых ворот врагам было почти невозможно. В 1240 году воины хана Батыя не одолели золотоворотских укреплений, и лишь после длительной осады они ворвались в город через Лядские ворота, сокрушив их стенобитными машинами — пороками. В бурное время феодальной раздробленности, в годы острейшей борьбы за великокняжеский престол Золотые ворота как символ верховенства были тем объектом, которым в первую очередь старались овладеть враги (об этом упоминают летописи под 1146, 1151, 1161 годами). По всей видимости, разрушены Золотые ворота были в XV веке во время крымскотатарских набегов, самым опустошительным из которых считают поход Менгли-Гирея 1482 года. Золотоворотские руины зарисованы в 1651 году голландским художником Абрагамом ван Вестерфельдом, побывавшим здесь в составе войска литовского коронного гетмана Яна Радзивилла.
Несмотря на полуразрушенное состояние, Золотые ворота до XVIII века служили въездом в город, местность же за пределами городских укреплений пустовала и использовалась под выгоны. В 1755 году по проекту инженера-полковника Д. де Боскета руины были засыпаны землей, а рядом построены одноименные ворота, просуществовавшие до 1799 года. Спустя десятилетия место в валу, где были закопаны Золотые ворота, пришлось разыскивать археологам. На деньги, собранные по подписке, а частично и за свой счет археолог-аматор К. Лохвицкий в 1832 году открыл их остатки. Тогда же инженер Ф. Мехович соединил стены железными затяжками и построил контрфорсы у восточной стены. По рисункам В. И. Беретти отлили и установили чугунную ограду. В 1977 году было принято правительственное решение защитить остатки ворот, и к празднованию 1500-летия Киева в 1982 году над ними появился павильон, соответствующий по форме облику древних ворот и надвратной церкви (творческую группу возглавили доктор исторических наук С. А. Высоцкий, архитекторы Е. И. Лопушинская и Н. В. Холостенко). Новое поколение, не видевшее руины, убеждено, что выдающийся памятник древнерусской фортификации всегда был таким. В 1983-м здесь открыт музей «Золотые ворота» — филиал заповедника «Софийский музей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...