Мало кто знает, однако открытию станции предшествовала
почти детективная история. Первоначально ее проектировали архитекторы
московского Метропроекта. Они предложили обычные арочные пролеты, подсвеченные
«световодами», которые и должны были символизировать идею «Золотых ворот». Этот
безликий проект, пригодный для любой станции метро любого города, в сердце
древнего Киева выглядел, мягко говоря, неуместно… Общественность города
встревожилась. Заручившись поддержкой городских властей и строителей, главный
архитектор Киева Н. Л. Жариков взял на себя основную ответственность за
перепроектирование — именно в его кабинете заседал творческий штаб: талантливые
авторы идеи архитекторы В. Б. Жежерин и М. А. Ралко,
художники-монументалисты Г. К. Корень и В. П. Федько,
инженер Метростроя Ю. В. Кочегаров. Сроки были жесткими, до ввода
станции оставалось полгода, авторы нового проекта сутками не покидали подземное
строительство. Для оформления станции требовались новые материалы — в обмен на
киевскую продукцию прибыли из Челябинска мраморные глыбы для колонн, уникальные
светильники срочно изготовлялись в Киеве. А в это время по жалобе московских
проектантов со следственной миссией и с установкой наказать киевлян за
самоуправство в город прибыла группа московских чиновников, усиленная
корреспондентом «Известий». Надо отдать должное украинским специалистам — члены
расширенного градостроительного совета стойко выдержали натиск и отстояли идею
тематики древнекиевского зодчества в оформлении подземного вестибюля и
перронного зала. И теперь пассажиры станции могут любоваться могучей аркадой в
стиле древнерусских храмовых сооружений с имитацией древней кладки;
декоративным оформлением стен, отражающим историческую эпоху тысячелетней
давности; мозаичными портретами выдающихся личностей времен Киевской Руси;
талантливой работой мастеров-литейщиков, сотворивших оригинальные люстры.
Работа киевских зодчих и художников выполнена с любовью к своему городу,
добротно и достойно, хочется сказать — на века.
Соседство со знаменитейшим памятником киевской
архитектуры и истории определило не только декоративное оформление станции, но
и название — «Золотые ворота». Непрерывность многовекового исторического и
культурного развития нашей столицы здесь, в этом месте находит свое реальное
подтверждение. Золотые ворота воплощают связь современного мегаполиса с его
далеким прошлым.
«В год 1037. Заложил Ярослав город – великий Киев, у
этого города ворота суть Золотые», — записал для потомков летописец Нестор. XI
век в истории Киевской Руси — время расцвета. Великий князь Ярослав, за ум и
дела свои прозванный Мудрым, заботится о могуществе государства и красе Киева.
Главным, парадным въездом в столицу были Золотые ворота, само название которых
(по аналогии с Золотыми воротами в Константинополе) подчеркивает их
главенствующее положение в системе оборонных сооружений. Позже над воротами
была воздвигнута надвратная церковь, посвященная Благовещению Богородицы.
Митрополит Илларион писал: «Ярослав создал церковь вверху Великих ворот во имя
Благовещения, чтобы то приветствие, с которым ангел обратился к Деве,
обратилось к городу… «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою». Главы или
купола церкви, а быть может, створки ворот были позолочены — это, по одной из
версий, и дало название воротам. Называли их еще Великими и Железными, связывая
с легендой о польском князе Болеславе Храбром, якобы затупившим свой железный
меч о ворота киевские, после чего меч получил имя Щербец. Со стороны Золотых
ворот город не имел естественной защиты, здесь были сооружены мощные укрепления
— огромный земляной вал и ров. И победить в районе Золотых ворот врагам было
почти невозможно. В 1240 году воины хана Батыя не одолели золотоворотских
укреплений, и лишь после длительной осады они ворвались в город через Лядские
ворота, сокрушив их стенобитными машинами — пороками. В бурное время феодальной
раздробленности, в годы острейшей борьбы за великокняжеский престол Золотые
ворота как символ верховенства были тем объектом, которым в первую очередь
старались овладеть враги (об этом упоминают летописи под 1146, 1151, 1161
годами). По всей видимости, разрушены Золотые ворота были в XV веке во время
крымскотатарских набегов, самым опустошительным из которых считают поход
Менгли-Гирея 1482 года. Золотоворотские руины зарисованы в 1651 году
голландским художником Абрагамом ван Вестерфельдом, побывавшим здесь в составе
войска литовского коронного гетмана Яна Радзивилла.
Несмотря на полуразрушенное состояние, Золотые ворота
до XVIII века служили въездом в город, местность же за пределами городских
укреплений пустовала и использовалась под выгоны. В 1755 году по проекту
инженера-полковника Д. де Боскета руины были засыпаны землей, а рядом
построены одноименные ворота, просуществовавшие до 1799 года. Спустя
десятилетия место в валу, где были закопаны Золотые ворота, пришлось разыскивать
археологам. На деньги, собранные по подписке, а частично и за свой счет
археолог-аматор К. Лохвицкий в 1832 году открыл их остатки. Тогда же
инженер Ф. Мехович соединил стены железными затяжками и построил
контрфорсы у восточной стены. По рисункам В. И. Беретти отлили и
установили чугунную ограду. В 1977 году было принято правительственное решение
защитить остатки ворот, и к празднованию 1500-летия Киева в 1982 году над ними
появился павильон, соответствующий по форме облику древних ворот и надвратной
церкви (творческую группу возглавили доктор исторических наук
С. А. Высоцкий, архитекторы Е. И. Лопушинская и
Н. В. Холостенко). Новое поколение, не видевшее руины, убеждено, что
выдающийся памятник древнерусской фортификации всегда был таким. В 1983-м здесь
открыт музей «Золотые ворота» — филиал заповедника «Софийский музей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий