В
разработке проекта станции приняли участие архитекторы И. Масленков,
Т. Целиковская, А. Працюк, А. Крушинский и Ф. Заремба,
художники Л. Семыкина и С. Бароянц. В художественной отделке
подземных вестибюлей были использованы мраморные плиты двух цветов, колонны
зала украсили штампованными элементами из нержавеющей стали, а в центральной
части разместилось художественное панно на тему «Техника и природа». Станция
находится в районе железнодорожного узла Киев-Петровка, обеспечивающего
транспортную связь речного порта и промышленных предприятий Подола.
В 1924
году Подольский район города был назван Петровским — Петровкой — в честь
«всеукраинского старосты», председателя Всеукраинского Центрального
Исполнительного Комитета Г. И. Петровского. Впоследствии Подолу
возвратили его историческое название, но железнодорожная станция и местность
вокруг нее именуется по-прежнему — Петровка, хотя первоначальный смысл уже
забыт. Почти до конца 1920-х годов эту северную часть Подола занимали обширные
пастбища и сенокосы, расположившиеся в долине реки Почайной. Они известны еще
со времен Киевской Руси. Тогда и позже скот выгоняли на пастбища по Быдлогонной
дороге, проходившей в районе современной улицы Волошской. Кстати, она получила
название по имени языческого бога Велеса — покровителя домашнего скота, капище
которого находилось на пересечении современных улиц Волошской и Ярославской.
Эта местность была также удобным направлением для наступления на город с
северо-востока. Именно отсюда двигалось на Киев войско коронного гетмана Януша
Радзивила во время освободительной войны в 1651 году. В конце XVIII века здесь
проходили военные учения «Золотой корогвы» — муниципальной кавалерии киевского
магистрата, которая участвовала в городских праздничных церемониях, а при
необходимости могла служить и для защиты города.
Освоение
местности начинается только в конце XIX века. Весной 1897 года на месте
неглубокого Оболонского залива (в то время — свалки) развернулось строительство
новой гавани. Автором проекта был инженер Н. Максимович, строительные
работы велись под руководством инженеров А. Лосского и В. Макарова.
За два года углубили дно залива, подсыпали и укрепили камнем берега. В июле
1899 года строительство завершилось. Гавань приобрела внушительные размеры: 180
— 240 метров в ширину и около двух километров в длину. В 1920-х годах она была расширена
и углублена с северной стороны и стала одной из крупнейших в Европе. Вокруг
возвели дамбу с шоссейной дорогой и трамвайными путями, подвели железнодорожную
ветвь, построили товарную станцию Киев-Петровка.
Вообще,
идея переустройства киевского железнодорожного узла возникла еще накануне
первой мировой войны. Тогда предусматривалось проложить новую железнодорожную
ветку от вокзала через Сырец до Дарницы и создать таким образом замкнутое
кольцо железнодорожных путей вокруг города. В 1915 году недалеко от урочищ
Наталка и Черторой началось строительство железнодорожного моста. Но война и
революция не позволили полностью осуществить задуманное. Только спустя десять
лет, в 1926 году, приняли решение о восстановлении этого моста, который должен
был связать индустриальную Петровку с левым берегом. Работы начались в 1928
году, а 8 ноября 1929-го, в честь 12-й годовщины Октябрьской революции,
состоялось торжественное открытие моста. Пролеты нового инженерного сооружения
подняли намного выше, чем у предшественника, построенного в 1915 году, что
позволяло проходить под ним большим судам. Мост действовал до 1941 года, когда
был взорван во время отступления советских войск из Киева. После освобождения
города в 1943 году построили временный, деревянный мост, который уже после
войны заменили постоянным, действующим по сей день.
Летом
1926 года в районе Рыбальского острова по проекту архитектора М. Парусникова
началось сооружение Киевской районной электростанции (КРЭС), призванной
обеспечить электроэнергией развивающиеся быстрыми темпами промышленные
предприятия города. Строительные работы, производившиеся под руководством
инженеров Б. Доменского и М. Обручева, завершились в мае 1930-го. На
строительство затратили более девяти миллионов рублей, причем 60% средств — из
местного бюджета. Станция имела колоссальную по тем временам мощность — 21300
киловатт и напряжение 11 тысяч вольт. Работу станции обеспечивали два
турбогенератора, один из которых был заказан в Германии, а другой собран на
Ленинградском машиностроительном заводе. Котлы, работавшие на угольной пыли,
изготавливались во Франции. Недалеко от станции в ноябре 1928 года началось
строительство корабельной верфи завода «Ленинская кузница», которая
специализировалась на выпуске речных судов. А уже в начале 1930-х годов здесь
построили первый в Советском Союзе буксирный пароход с цельносварным корпусом.
В
период второй мировой войны большинство предприятий, находившихся в этом
районе, были разрушены. В годы первых послевоенных пятилеток восстановлены
городская электростанция, корабельные верфи, реконструирован железнодорожный
узел Киев-Петровка. Наряду с восстановлением старых начинается строительство
новых предприятий, закрепивших за Петровкой славу крупнейшего промышленного
района столицы.
В
декабре 1976-го Рыбальский остров и левобережные районы Киева связал Северный (Московский)
мостовой переход. Проект моста разработал киевский архитектор
А. Добровольский. Сооружение представляет собой уникальную инженерную
конструкцию: 300-метровый пролет моста через Днепр поддерживают ванты из стальных
канатов, опирающиеся на А-образный пилон, расположенный у левого берега реки.
На левом берегу сооружение продолжает мост через Десенку, а правобережная часть
представляет собой эстакаду с пролетами по 63 метра.
Сегодня
в районе Петровки находятся несколько промышленных предприятий и
научно-исследовательских учреждений. Среди них — заводы «Полимер», торгового
оборудования, химреактивов, академические институты геронтологии,
эндокринологии и обмена веществ. Построенная станция обеспечила транспортную связь
этих предприятий с другими районами города. Рядом со станцией разместился
знаменитый книжный рынок, известный уже не только в Киеве, но и далеко за его
пределами. Так что — добро пожаловать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Оставьте пожалуйста свой комментарий