04 августа 2019

Старые отели Киева (Часть 3)


Содержание гостиничных заведений в старом Киеве было возможным только при условии выполнения соответствующих нормативов, разработанных городской управой. «Отцы города» тщательно следили за их выполнением. В случае поступления жалоб на обслуживание в гостиницах, представители городской власти вместе с чинами полиции могли проверить состояние дел на месте. Если в каком-либо отеле обнаруживали нарушения, содержатель должен был немедленно их устранить и платил изрядный штраф. В самых вопиющих случаях разрешение на открытие заведения аннулировали. О подобных примерах сообщала городская хроника — в назидание другим нарушителям.
С фискальной точки зрения, все гостиницы были торговыми предприятиями, а их содержатели платили специальный промышленный налог. Размер этого налога, введенного по всей Российской империи, зависел от класса города, в котором находилось заведение, и от разряда заведения соответственно его доходности. Киев был отнесен к городам І класса. При этом к І разряду принадлежали предприятия с годовой прибылью свыше 20 тыс. рублей, ко ІІ-му — от 5 тыс. до 20тыс. рублей, к ІІІ-му — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, к IV-му — ниже 1 тыс. рублей. Ставка основного промышленного налога составляла по разрядам соответственно 500, 125, 25 и 10 рублей в год; на чистую прибыль начислялся еще дополнительный налог. Ну а собственники домов, в которых находились гостиницы, платили отдельные налоги на недвижимость.
И еще несколько цифр. По данным переписи населения 1897 года, в гостинично-ресторанном сервисе Киева было занято 1310 мужчин и 594 женщины — итого 1904 киевлянина. На их родственном содержании находилось еще 1784 лица. Таким образом, эта профессия непосредственно кормила 1,25% городского населения, составлявшего тогда 247 723 человека.
Из специального постановления Киевской городской думы от 12-14 января 1899 года «О гостиницах и меблированных комнатах»:
Все помещения гостиниц и меблированных комнат, предназначенные как для общих зал, столовых и буфетов, так и для номеров, должны быть сухи, светлы и теплы и не менее четырех аршин в высоту; все они должны быть снабжены вентиляционными приспособлениями и могут быть расположены исключительно в надземных этажах, а не в подвальных. Коридоры гостиниц и меблированных комнат должны быть теплые, светлые, не менее двух аршин ширины (1 аршин равняется 0,71 м.).
Коридоры не должны быть загромождаемы ни постельными, ни буфетными принадлежностями; они не должны служить местом хранения самоваров, сундуков, белья и проч. посторонних предметов.
Каждый этаж должен иметь теплый ватер-клозет с хорошей вентиляцией и с отделениями для мужчин и женщин.
В гостиницах и меблированных комнатах должна быть соблюдаема безукоризненная чистота и опрятность. После каждого уезжающего освободившиеся комнаты должны быть очищены и проветрены.
Содержателям гостиниц и меблированных комнат вменяется в обязанность следить за тем, чтобы прислуга была всегда трезва, опрятна, относилась предупредительно к публике и не была одержима заразными болезнями.
У входа в гостиницу всегда должен находиться дежурный. С сумерек и до полного рассвета главный вход, коридоры, лестницы, подъезд и клозеты должны быть освещаемы.
Имена лиц, живущих в гостиницах и меблированных комнатах, должны быть выставлены на доске при входе в гостиницу. Номера на таблице, против которых ничьих фамилий не обозначено, должны быть отворяемы немедленно по требованию полиции.
Едва ли не первый в истории гостиниц Киева международный скандал связан с отелем «Россия», который находился на Крещатицкой площади (теперь Майдан Незалежности) и был основан в 1830 году. Именно здесь летом 1866 г. остановился знаменитый чернокожий актер-трагик из Великобритании Айра Олдридж, гастролировавший в нашем городе. Однажды, вернувшись после спектакля в свой номер, он вдруг заметил, что из его чемодана исчез сундучок с деньгами и драгоценностями. Полиция провела тщательное расследование, но следы преступников найдены не были. В сердцах Олдридж пожаловался генерал-губернатору Александру Безаку: «В гостинице «Россия», как я слышал, неоднократно случались уже покражи, а хозяин все-таки остается при своей прислуге, из чего заключить должно, что сам хозяин в сообществе со своими служителями».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...