24 августа 2019

Мосты, о которых забыла река (Часть 1)

Первые удачные попытки соединить берега реки наплавным мостом киевляне предпринимали еще в эпоху Древней Руси; подобную сезонную переправу наводили и впоследствии (от урочища вблизи давнего Наводницкого моста пошли названия Старонаводницкой улицы и Новонаводницкого переулка). Но лишь в середине XIX века появилась первая в нашем городе капитальная переправа через Днепр, не зависящая от времени года и капризов погоды, – Цепной мост. Вслед за ним берега Славутича соединил и мост железнодорожный. В пору Первой мировой войны, когда резко выросли объемы перевозок через Киев, руководство военными сообщениями затеяло быстрое устройство так называемых «стратегических» мостов – деревянных, с судоходными металлическими пролетами. Один из них разместили вблизи Наводницкой балки (путь, который вел к нему со стороны военного поселка Саперная слободка, до сих пор сохранил название Стратегическое шоссе). Параллельно шла работа по замыканию рельсового кольца через правый и левый берега Днепра, строительство Подольского железнодорожного моста…
Практически только этот последний мост (в перестроенном виде) и уцелел над Днепром с довоенной поры. Остальные не выдержали бурь и лихолетий первой половины прошлого столетия. А те, которыми пользовались наши деды-прадеды, мы можем только вообразить…

Цепной (Николаевский) мост

О красавце-мосте, пролеты которого удерживали могучие цепи, протянутые сквозь пять монументальных кирпичных арок, рассказано уже довольно много. Хорошо известно, что уникальное сооружение длиной около 780 метров возводил в течение 1848–1853 годов британский инженер Чарльз Блекет Виньоль, что затратили на него два с половиной миллиона тогдашних рублей, что металлические части моста изготавливали в Англии – в Бирмингеме, потом их морским путем вокруг всей Европы доставляли в Одессу, а оттуда ленивые волы тащили груз к месту назначения.

Менее известны подробности, связанные с преобразованием этого моста 110 лет назад. По первоначальному замыслу мостовой переход имел разводную часть – узенький проход возле правого берега. Эту часть использовали, если во время паводка высота полотна моста была недостаточной для движения пароходов. Но пользование ею было сопряжено с массой неудобств. И вот в 1897–1899 годах под руководством инженера Аполлона Лосского была проведена реконструкция моста, позволившая обойтись без разведения. Полотно изначально удерживали толстые металлические прутья, спускавшиеся вертикально от звеньев верхних цепей. В ходе переделки эти прутья были укорочены, полотно подняли, так что для некоторых пролетов оно оказалось лежащим даже выше цепей. Теперь большинство судов свободно проходили под ним даже в пору весеннего половодья.

Много лет Цепной мост оставался гордостью и украшением Киева. Однако в 1920-м польские оккупанты (призванные сюда Петлюрой), покидая наш город под напором красноармейцев, заложили в верхней части ближайшей к правому берегу арки всего два заряда взрывчатки, по одному на каждую цепь. В результате обе цепи лопнули, а пролеты рухнули в воду…

Мост имени Евгении Бош

В первые годы власти Советов мост лежал в руинах. Как убедились специалисты, в прежнем виде он уже не подлежал восстановлению. Между тем Киеву была необходима постоянная переправа через Днепр, потому что наскоро восстановленный Стратегический мост не мог служить полноценной заменой. И тогда благодаря инженерному таланту знаменитого Евгения Патона на прежних опорах была проложена совершенно новая переправа балочной системы. В условиях жесткого дефицита металла профессору Патону удалось воспользоваться запасом старых двутавровых балок, оставшихся от давно разобранных периферийных стратегических мостов. В 1925 году возрожденный мост был торжественно открыт. Сооружение назвали в честь киевской большевички Евгении Бош, которая накануне ушла из жизни.

Мост им. Евгении Бош благополучно достоял до 1941 года. Однако новая война не пощадила его. Теперь уже были разрушены не только пролеты, но и опоры, да так основательно, что вновь использовать их уже не пришлось. Только к 1965 году примерно на том же месте был построен уже на новых опорах мост Метро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...