28 августа 2019

Киевская неотложка (Часть 3)


Говоря об организации медицинского и санитарного дела в дореволюционном Киеве, следует отметить и тот отрадный факт, что в городе существовало огромное количество бесплатных или весьма дешевых лечебных заведений, аптек, пунктов выдачи лекарств, бесплатных медицинских консультаций. Как и в случае с Обществом скорой медицинской помощи, в своем большинстве они содержались за счет благотворительных взносов и пожертвований.
Так, клиники Университета Св. Владимира имели в своем составе акушерско-гинекологическое, хирургическое, терапевтическое и глазное отделения. Под руководством светил медицинской науки студенты старших курсов проводили осмотр больных, ставили диагноз, назначали лечение. Средства на все это выделялись непосредственно Университетом. Жители многих поколений не помнили нареканий относительно качества лечения. Ни один из больных, насколько позволяют выяснить архивные источники, не пожаловался на плохое с ним обращение. А ведь за годы существования учреждения здесь прошли курс лечения тысячи человек.
Городская больница Цесаревича Александра, известная ныне киевлянам как Октябрьская больница, — еще один важнейший форпост медицины как ушедшей эпохи, так и современности. Здесь спасли жизнь и излечили десятки тысяч больных.
Кирилловские богоугодные заведения (в сущности, губернская земская больница) круглосуточно принимала стационарных больных. Здесь, помимо душевнобольных, лечили и алкоголиков, причем бедных — совершенно бесплатно. Замечу, что курс лечения иногда достигал одного года!
Особо уязвимым местом в жизни Киева (равно как и всех других крупных городов государства) были настоящие эпидемии венерических и кожных заболеваний. Помогали бороться с этими недугами многие клиники города. Плату брали в очень редких случаях.
В Киеве на рубеже веков существовала сеть бесплатных аптек, больниц с бесплатной рецептурной выдачей лекарств (правда, имелись сложносоставные дорогостоящие препараты, за которые, пусть и со скидкой, но приходилось платить). Особенно усердствовали в распространении бесплатных и дешевых лекарств администрации Еврейской больницы, Больницы для чернорабочих, лечебницы при монастырях.
Не забывал большой город и о роженицах. Создавались необходимые условия для того, чтобы развивалось акушерство. Большинство родильных отделений и палат при клиниках были бесплатными. При этом врачи заботились о наибольшем комфорте для молодых матерей.
В 1915 году в городе насчитывалось около шестидесяти лечебниц и клиник, многие из которых оставались бесплатными вплоть до установления советской власти в Украине.
Конечно же, большевистская пропаганда в свое время сделала «черное дело», обвинив своих предшественников во всех смертных грехах. В то же время по такому банальному показателю, как количество больничных коек на одну тысячу человек (а болеют, к сожалению, очень многие), мы в эпоху развитого социализма не достигли не то что уровня 1913 года, но и показателей начала 1900-х годов.
В период Первой мировой войны в Киеве было организовано несколько специализированных госпиталей. В них работали выдающиеся медики дореволюционной поры. Вместе с ними помогали реабилитироваться увечным воинам и психотерапевты. Инвалиды войны осваивали мирные профессии, приспосабливались к непростым условиям своего бытия. Этот социальный институт прекратил свою деятельность после победы Октября «за ненадобностью». Как результат — лазарет для увечных воинов-коммунаров, созданный в Киево-Печерской лавре, отличался редчайшим цинизмом контингента. Красноармейцы, проходившие курс лечения на территории обители, совершали налеты на монастырскую кухню, «реквизировали» у монахов хлеб, уничтожили почти все «буржуйские» надгробия на кладбище Рождественского бастиона крепости, «выкололи» при помощи холодного оружия глаза на иконах с изображением святых, осквернили источники Антония и Феодосия, в конце концов, способствовали расстрелу Киевского митрополита Владимира (канонизированного недавно Церковью). Очень хочется верить, что подобное уже не случится никогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

За страх и за совесть

«Жизнь», «Надежда», «Якорь» С тех пор как в Российской империи — в Петербурге — начало действовать Первое Российское страховое общество (182...