24 мая 2018

Тайны дома Либермана


 Дом по улице Банковой, 2, известен большинству киевлян как здание Союза писателей Украины, но сегодня я предлагаю поговорить не столько о самом доме или его внутреннем убранстве (которое бесспорно заслуживает отдельного внимания), сколько об истории людей, некогда в нем проживавших. 

 Особняк в стиле неоренессанса, был построен в 1879 году, по проекту известного киевского архитектора Владимира Николаева. Он же занимался перестройкой дома, когда владельцем имения стал богатый купец и сахарозаводчик Симха Ицкахович Либерман. Первым же владельцем дома был бывший городской голова Санкт-Петербурга, генерал-адъютант Федор Федорович Трепов. За глаза, многие называли Трепова «болваном». Столь обидное прозвище Федор Федорович получил из-за того, что высшее столичное общество решительно не понимало, как человек со столь «недалекими умственными способностями» смог дослужиться до высоких чинов и уж тем более возглавить Петербург. Переехать в Киев, Трепова заставил случай, из-за которого генерал-адъютант стал всеобщим посмешищем в столице.



 25 июля 1877 Федор Федорович отдал приказ о порке политического заключенного, народника Алексея Степановича Боголюбова, за то, что последний не снял перед ним шляпу. Сечение розгами было грубым нарушением закона от 1863 о запрете телесных наказаний. Тем не менее, приговор был приведен в исполнение. Местью же за «недальновидное» решение стало покушение на генерал-адъютанта. 24 января 1878 на прием к Трепову пришла писательница Вера Ивановна Засулич и дважды выстрелила в Федора Федоровича. Народную террористку судили, а сам генерал-адъютант, несмотря на тяжелое ранение, выжил, однако по Петербургу поползи едкие слухи. Говорили, что Трепова ранили не в живот, как гласила официальная версия, а в «пятую точку» и над Федором Федоровичем потешалась вся столица. К тому же в отношении Засулич суд присяжных вынес оправдательный приговор. Униженный и оскорбленный, Трепов вынужден был сбежать в Киев, подальше от людских насмешек.


 После  смерти генерал-адъютанта в 1889, хозяином дома стал его сын Федор Федорович младший, который взял в банке кредит под залог дома, а квартиры в нем сдавал в аренду. Так было до 1896, когда имение приобрел Симха Ицкахович Либерман.

 Семья Либерманов поселилась в Киеве в 1870-х, когда глава семейства (отец Симхи Ицкаховича) купец из Василькова, купил усадьбу на Подоле. После его смерти, все состояние в 100 тыс. рублей серебром, перешло во владение сына. В 1898 Симха Либерман приступил к перестройке двухэтажного дома, заказав архитектору Николаеву проект реконструкции. Было достроено левое боковое крыло, и особняк с Г - образной приобрел более симметричную Е - образную форму. Чтобы придать фасаду величественности, парадный вход был поднят выше уровня пола первого этажа, обустроены двухсторонние пандусы и центральная лестница.


 Но самая интересная реконструкция произошла в личном кабинете нового хозяина. В кабинете Симхи Ицкаховича был установлен раздвижной потолок, который мог открываться или закрываться с помощью специального механизма, вмонтированного в стены. Зачем это понадобилось владельцу? – спросите вы. Ответ тесно связан с иудаизмом и еврейскими традициями.

 15-го дня месяца Тишрей (конец сентября-октября) иудеи отмечают библейский праздник – Суккот. Праздник продолжается 7 дней и считается одним из трех великих иудейских праздников. Слово «суккот» является множественным числом еврейского слова «сукА», что означает «курень или шалаш». Накануне праздника иудеи строят шалаши и живут в них в течении всей недели. Считается, что это пора размышлений, а наблюдение за звездами делает человека ближе к Богу. Однако в то время ставить шалаши в Киеве евреям запрещалось. Проблема решалась просто: достаточно было «дать на лапу» городничему 5 рублей, дабы последний неделю «не замечал» незаконные МАФы. В случаи жалоб, городничий всегда мог сказать, что был на месте «незаконной застройки», однако никаких МАФов не обнаружил, ведь после праздников шалаши убирали.

 Столкнулся с подобной проблемой и Симха Ицкахович и хотя сумма в 5 рублей для него была сущей мелочью, человеком он был принципиальным. Дабы не давать городничему взятку, Либерман потратил 5 тыс. рублей и сделал в своем кабинете раздвижной потолок, дабы тот спокойно мог превращаться в шалаш, а сам Симха Ицкахович мог предаваться размышлениям, наблюдая за звездами.


 Семья Либерманов проживала в имении вплоть до революции 1917, об их дальнейшей судьбе история умалчивает. Известно лишь, что последний владелец дома был застрелен при попытке ограбления (об этом имеется скупая заметка в одной из киевских газет), а дальние родственники семьи живут где-то заграницей.

 В советское время, особняк, как и многие другие, был национализирован.В  1922-23 г.г. его занимала военная цензура КО ГПУ штаба КВО. В 1929-30 – здесь разместилась детская консультация Охматдета, детский сад и ясли, для безработных имени Надежды Константиновны Крупской. После переезда столицы УССР из Харькова в Киеве, здесь некоторое время находился Совнарком республики. Именно в этом здании работал глава кабинета министров УССР - Панас Петрович Любченко.

 Перед началом Второй мировой, в особняке действовал городской дом пропаганды и агитации имени И. В. Сталина. В послевоенное время – Комитет по делам искусств при Совете Министров УССР, а с 1953 – Союз писателей Украины, который находится здесь до сих пор. Именно в этом помещении в 1989 зародился, позже, ставший политической партией, Народный рух Украины.

 Говорят, что существуют планы о выселении писателей из особняка. Дом должен перейти в подчинение Администрации президента и как Дом с химерами стать очередной парадной резиденцией, куда простых граждан не пускают. Так это или нет – покажет время, я же советую вам посетить особняк, пока это еще возможно.

 Хотите узнать другие секреты дома на Банковой, 2? Приходите на экскурсию «Тайны дома Либермана» от Киевского КОДа!
     
         

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Ірен Немировськи: французька письменниця родом з України

У 2005 році світові літературні кола були неабияк здивовані вибором лауреата однієї з найпрестижніших літературних премій Франції – імені Те...