04 мая 2018

Киевская крепость


 Каждый человек, проживающий в Киеве, знает, что в центре города возле метро Печерская, находится Киевский военный госпиталь. Но мало кто, даже из коренных киевлян знаком с его многовековой историей. Сегодня предлагаю поговорить немного о военной архитектуре города Киева.

 Киевская крепость – комплекс фортификационных сооружений 18-19 столетия, построенных по приказу императора Николая І в Киеве на правом берегу Днепра.

 Но началось все намного раньше.

 Царский период строительства оборонительных  сооружений начинается с возведения, по приказу Петра І, Печерской цитадели, проект французского инженера Вобана. Позднее, в 1812, по проекту Карла Оппермана сооружается Зверинецкое земляное укрепление, соединенное с цитаделью. 




 Еще с 17 века в крепости держали заключенных. В качестве тюрьмы использовался построенный в 1844 году Косой капонир, названный так из расположения под углом к земляному валу крепости. Здесь удерживались «политические» пленные, организаторы гайдамацкого движения,  беглые преступники, а позднее декабристы.

 Сама тюрьма и порядки, царящие в ней, были жуткими. Не зря за жестокий режим капонир называли «Киевским Шлиссельбургом». В крошечных камерах могли ютиться до 40, а то 60 человек. Каждый день заключенных выводили на прогулки во двор, где их встречали вооруженные солдаты, многие попросту боялись выходить, прекрасно понимая, чем может закончиться хотя бы одно неосторожное движение (солдаты имели приказ стрелять на поражение без предупреждения).


 Отдельного упоминания достоин карцер. Мало кто, попадая в него, оставался в живых, а если и выживал, то оставался здоровым психически. Помещение было сооружено таким образом, что заключенный мог находиться в нем исключительно в одном положении – стоя, 24 часа в сутки. Изменить положение тела мешало узкое пространство и страшно холодный пол камеры, который дополнительно поливали ледяной водой, прилечь на него – означало смерть. За недели, проведенные в карцере, заключенный, измученный морально и физически, окончательно терял счет времени и постепенно сходил с ума. За годы существования в заключении Косого капонира побывали такие известные личности, как революционер Александр Шлихтер, руководитель восстания саперов 1905 года Борис Жадановский и убийца Петра Столыпина – Дмитрий Богров.

 После посещения Киева, император Николай І поручает все тому же Опперману (генерал-лейтенант, военный инженер) разработать план Новой Печерской крепости. После его утверждения, в марте 1830, начинается строительство, которое продолжалось до 1872. Так в 1830-40 годах ведется активная стройка Госпитального укрепления. Военный госпиталь, размещенный в крепости, получает новый корпус, оборудованный по последнему слову науки и техники. Подобного лечебного заведения, на тот момент, не было нигде во всей Российской империи. В частности в госпитале, кроме уникального медицинского оборудования, были бани и туалеты со сливом и канализацией, что было огромной редкостью не то что для Киева, а и для столичного Петербурга.

 Крепость, предназначенная для защиты территории Российской империи, в военных целях так и не была использована и со временем утратила свое стратегическое значение.
В 1897 ее преобразовали под  склад, а в 1918 и вовсе упразднили, расформировав военный гарнизон. В 1927 архитектурный комплекс был преобразован в музей, в частности в Косом капонире открылся музей-тюрьма.



 С последним связана мистическая история. С некоторых пор сотрудники музея начали жаловаться на «приведений». Многие видели странные тени и слышали, как по ночам в здании раздаются шаги палача Филипова, убитого заключенными. Стук молота, кующего кандалы и вздохи, тех, кто томился в карцере. Возможно, это плакал грозный комендант Медер, построивший карцер и в нем же погибший. Правда это или нет, но крепость, на всякий случай, решили осветить, а замученному в карцере коменданту устроить символические похороны. Говорят, после этого странные звуки в тюрьме прекратились, однако призраки бродят по территории крепости до сих пор. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Поездки с “шашечками”

  Если в предыдущее десятилетие на дорогах наблюдался таксомоторный плюрализм — “шашечки” имелись у ЗИМов, ЗИЛов-110, “Побед” и “Волг”, то в...