08 мая 2018

Киевский фуникулер


 Одним из символов нашего города является Киевский фуникулер. Думаю, только очень ленивый человек не знает, что вчера ему исполнилось 113 лет!  Но на самом деле, первых своих пассажиров он повез 8 мая 1905 года.


 Почему?

 Потому что 7 мая 1905 года произошло лишь торжественное открытие: ленточки, шампанское, слова благодарности и т.д. и т.п. всем, кто принял участие в проектировании и строительстве  Михайловского электрического канатного подъема (такое название фуникулер носил до 1926 года).

 И только на следующий день вагончик повез своих первых 70 пассажиров, именно столько он мог вместить за раз. Это был второй фуникулер, открытый в Российской империи, первый открылся в Одессе в 1902.

 Идея строительства фуникулера предложил в 1883 инженер Артур Адольфович Абрагамсон. Проблема соединения Верхнего города с Подолом существовала давно. Чтобы подняться наверх, жителям нужно было идти извилистыми горными тропами, а позднее преодолевать  деревянную лестницу в 500 ступеней. Единственным способом миновать крутой подъем, был трамвай, проходящий по Владимирскому спуску, о строительстве подобного на Андреевском не могло быть и речи ввиду сложности рельефа. Фуникулер был единственным надежным, хоть и дорогим способом, соединить верхний и нижний город. Однако разрешение на стройку Городская управа дала лишь в 1902. Абрагамсона назначили руководить проектом, разработкой путевых конструкций занимался инженер Николай Пятницкий, а проектированием станционных павильонов архитектор Александр Барышников. Проектирование закончили в 1904.

 Генеральным подрядчиком строительных работ выступало Общество городской железной дороги, а главным инвестором - Бельгийское акционерное общество, владевшее в Киеве монополией на трамвай и конно-железную городскую дорогу. По слухам на сооружение инвестор потратил 230 тыс. рублей, внушительная по тем временам сумма.

 Нижняя станция располагалась на Боричевом Токе, а верхняя – на Михайловской площади. Длинна рельсового пути составляла 200 метров.  Изначально она  должна была быть на 50 метров длиннее, но делу помешала частная собственность. Одна из владелиц усадьбы на Боричевом Токе, явно неравнодушная к деньгам, заявила просто заоблачный размер компенсации за свою собственность. Сделать что-либо было невозможно, законы Российской империи были на стороне частной собственности. Впрочем, алчность сыграла с владелицей злую шутку, в советское время ее усадьбу национализировали бесплатно.

 В 1928 изношенность троса фуникулера, пережившего революцию, разруху и гражданскую войну достигла предела. Во время ремонта, верхний вагон сорвался с зажимных колодок и полетел вниз, разбив вдребезги второй вагон. К счастью, во время происшествия никто не пострадал, однако фуникулеру требовалась реконструкция. На Киевском заводе электротранспорта изготовили новые вагоны, улучшили конструкцию ленточных тормозов, а протяженность маршрута удлинили на 38 метров, соорудив нижнюю станцию на улице Революции (сейчас улица Сагайдачного), тем самым воплотив первоначальную задумку.

 В ходе реконструкции 1958 года было заменено машинное оборудование и вагоны, а также перестроены станции.

 А во время последнего капитального ремонта 1984-1986 г.г. к внешнему виду нижней станции добавили арку и удлинили на 5 метров верхнюю станцию.


 В 2018 фуникулер вновь обещают закрыть на реконструкцию, городские власти обещают заменить вагоны, их сделают комфортными и прозрачными, дабы пассажиры могли наслаждаться видами и обновить станции. Так это будет или нет – покажет время. 

 Очевидно одно – фуникулер, которому уже более  100 лет всегда будет оставаться визитной карточкой нашего города!         



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Оставьте пожалуйста свой комментарий

Поездки с “шашечками”

  Если в предыдущее десятилетие на дорогах наблюдался таксомоторный плюрализм — “шашечки” имелись у ЗИМов, ЗИЛов-110, “Побед” и “Волг”, то в...